Депутаты Госдумы Сергей Шаргунов и Алексей Журавлев внесли в Госдуму два законопроекта о внесении изменений в статью 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) и в КоАП. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные на сайте системы обеспечения законодательной деятельности. Документы предполагают декриминализацию ст. 282 УК.
Депутаты предложили устанавливать уголовную ответственность по статье 282 УК только в том случае, если предусмотренное ей действие совершено «с применением насилия или угрозой его применения», сообщает ТАСС со ссылкой на пояснительную записку. Если действие связано с использованием служебного положения, то совершившим его тоже будет грозить уголовная ответственность.
В пояснительной записке отмечается, что основная проблема существующей версии статьи 282 УК состоит в «правовой неопределенности формы действий, которые должны быть осуществлены для возбуждения ненависти либо вражды». Авторы подчеркнули, что проблемы связаны с определением, какая именно информация может побуждать людей к противоправным действиям. Таким образом, в основу принятия решения о возбуждении уголовного дела и в основу приговора суда ложится «экспертиза, которая носит совершенно субъективный характер, связанный с личностью эксперта».
Одновременно с этими поправками авторы предложили предусмотреть в КоАП ответственность за пропаганду ненависти либо вражды, а также за унижение человеческого достоинства.
По их словам, цель законопроекта — установление «справедливой» ответственности за совершение незначительных действий — репостов в соцсетях или сообщений в интернете. За такие действия, согласно законопроекту, может грозить штраф от 10 до 20 тысяч рублей, до 100 часов обязательных работ или до 15 суток административного ареста.
В середине июня 2016 года несколько депутатов от ЛДПР предлагали признать 282 статью УК утратившей силу. Они ссылались на то, что состав преступлений в ней нечетко прописан, и эта «нечеткая и широкая формулировка используется против гражданина и в политических целях». Авторы законопроекта отмечали, что эта статья может выступать инструментом с теми, кто выступает против проводимой правительством политики, и «таким образом, легализует политическую цензуру».