Вещество «Новичок», которое, по утверждениям британских властей, было применено для отравления экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери, разработали в лаборатории города Шиханы Саратовской области, сообщает The Times.
По сведениям газеты, эти данные были озвучены британскими спецслужбами на брифинге, по итогам которого ряд стран Запада решили выслать российских дипломатов. Разведка Великобритании полагает, что в Шиханах в последние десятилетия ведут испытания «Новичка». По ее сведениям, запасов вещества у России немного, что позволяет использовать его лишь «для точечных убийств». Экс-военнослужащий и эксперт по химическому оружию Хэмиш де Бреттон-Гордон, осведомленный о ходе расследования, назвал информацию с брифинга «убедительной», отметив, что, скорее всего, «русские заметают следы, пока мы об этом говорим».
Накануне The Times писала, что британские спецслужбы выявили местонахождение лаборатории, в которой был произведен «Новичок», но более детальные данные не публиковала. Один из ее собеседников говорил, что власти России, возможно, проводили опыты с нервно-паралитическим веществом для того, чтобы узнать, можно ли его использовать для «политических убийств». «Мы уже к моменту первого заседания чрезвычайной правительственной комиссии COBRA (после отравления Скрипалей 4 марта) знали, что он (яд. — Дождь), скорее всего, прибыл из России», — говорил источник газеты.
Ранее британская научно-исследовательская лаборатория Портон-Даун сообщила, что у нее нет возможности узнать, где именно был произведен яд, которым отравили Скрипалей. Глава лаборатории в комментарии Sky News заявлял, что эксперты сумели «определить его [вещество] как „Новичок“» и выяснить, что это был «нервно-паралитический агент военного назначения».
«Наша работа заключается в том, чтобы предоставить научные доказательства, о каком именно нервно-паралитическом агенте идет речь, и мы определили, что вещество [которым отравили Скрипалей] принадлежит определенному типу и что оно имеет военное назначение, однако говорить о том, где оно было произведено, не входит в наши обязанности», — заявил Эйткенхед. Он отметил, что речь идет о веществе, требующем «крайне тонких методов производства».