Коллективное чтение Библии или любой другой религиозной литературы в кафе приравнивается к митингу и должно согласовываться с властями. Об этом следует из ответа России на вопросы Европейского суда по правам человека, которые были заданы из-за задержания в 2014 году лидера группы евангельских христиан за чтение Библии в кафе в Сочи. С ответом России ознакомились «Ведомости».
Чтение проповеди в кафе приравнивается к публичному мероприятию и требует согласования с местными властями, так как нарушает интересы других посетителей кафе, «которые становятся невольными участниками» проповеди.
Уполномоченный России при ЕСПЧ Михаил Гальперин, который дал пояснения, настаивает, что в случае с лидером группы евангельских христиан в Сочи Алексеем Колясниковым проводилось именно публичное мероприятие, так как использовалась аудиоаппаратура, а сам Колясников не уведомил власти о его проведении, за что и был оштрафован. Гальперин пояснил, что верующие могут свободно собираться, но это их право не является абсолютным и может быть ограничено при необходимости защиты основ конституционного строя.
По мнению директора центра «Сова» Александра Верховского, в случае с религиозными собраниями власти трактуют закон расширительно, а согласование требуется для тех мероприятий, которые по своей форме отличаются от посиделок в кафе. Эксперт подчеркнул, что проведение в кафе дней рождений и свадеб с местной администрацией никто не согласовывает, хотя там тоже может использоваться аудиоаппаратура.
«Есть конспирологические версии, что протестанты и другие течения связаны с оранжевыми революциями, возможно, этим руководствовались власти в данном случае», — отметил Верховский.
В июле 2016 года президент Владимир Путин подписал пакет антитеррористических поправок, которые предложили депутат Ирина Яровая и сенатор Виктор Озеров. Среди них есть запрет заниматься миссионерской деятельностью вне указанных законом пространств.
За нарушение закона о миссионерской деятельности в октябре был задержан программист Дмитрий Угай. Он читал лекцию о философии йоги в петербургском лофте «Этажи» на фестивале «Ведалайф». Процесс длился несколько месяцев, однако позже дело закрыли из-за отсутствия состава преступления.
В январе Совет по правам человека (СПЧ) при президенте предложил выделить из антитеррористических поправок часть, которая ограничивает миссионерскую деятельность, и разработать ее заново. В СПЧ отметили, что из закона неясно, как поправки связаны с борьбой с терроризмом, и предупредили о возможности применять их произвольно.