Сделку по продаже украинской «дочки» Сбербанка заблокировали «на президентском уровне» из-за слишком высокой цены на включенную в соглашение липецкую кондитерскую фабрику Roshen, принадлежащую украинскому президенту Петру Порошенко, сообщает «Коммерсантъ».
Об этом газете рассказали два источника. Один из них отметил, что переговоры о продаже украинских активов «Сбербанка» активизировались в декабре — тогда к ним присоединились управляющий директор ICU Макар Пасенюк и бизнесмен Игорь Воронов. Инвестиционная группа ICU является консультантом Roshen по приобретению и продаже активов. По данным газеты, переговоры велись в интересах президента группы DCH и бывшего совладельца Укрсиббанка Александра Ярославского.
В конце января Пасенюк предложил в рамках продажи «дочки» Сбербанка заключить «понятийное соглашение, которое также включало бы продажу липецкой фабрики Roshen», рассказал собеседник «Коммерсанта».
Однако в итоге, «после озвученной стоимости ЛКФ в 250 миллионов долларов при реальной не более 120–140 миллионов долларов переговоры потеряли всякий смысл для российской стороны», рассказал собеседник газеты, представлявший Россию.
По его данным, за украинские активы «Сбербанка» было предложено 680 миллионов долларов.
Источники рассказали газете, что Ярославский сохраняет интерес к сделке и ждет новых предложений от продавца. В госбанке от комментариев отказались.
По словам источника «Коммерсанта» в правительстве, «развал сделки по ЛКФ сыграл роль катализатора для введения украинскими властями санкций в отношении российских госбанков».
Санкции против российских госбанков на Украине были объявлены 16 марта. Они введены в отношении «Сбербанка», «ВиЭс Банка», «Проминвестбанка», «ВТБ Банка», «БМ Банка» и, в частности, запрещают им выводить капитал за пределы страны в течение года.
Ранее против российских банков на Украине прошел ряд протестов: входы некоторых из них были заблокированы, а банкоматы залиты монтажной пеной. В начале марта сторонники блокады Донбасса пригрозили закрыть все отделения Сбербанка в стране. Это произошло после того, как «Сбербанк» заявил о начале обслуживания клиентов по паспортам самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Украинская «дочка» Сбербанка позднее опровергла информацию об обслуживании граждан с подобными документами.