«Ведомости» выяснили, что после того, как компании-претенденты на покупку госпакета «Башнефти» сообщили о своем интересе к приватизации, они не получили никаких писем с подробностями от организатора-размещения «ВТБ капитала». Глава «Роснефти» Игорь Сечин написал письмо председателю правления ВТБ Андрею Костину, и «Башнефть» без аукциона продали «Роснефти», пишут «Ведомости» со ссылкой на источники.
Фото: Дмитрий Колпаков / Коммерсантъ
«Роснефть» проявила инициативу и выставила оферту, другим претендентам на покупку «Башнефти» этого не предлагали, хотя компании ждали объявления условий приватизации и даты аукциона, рассказали источники в компаниях-претендентах.
Участие в приватизации заинтересовало девять компаний: «Роснефть», «Лукойл», Независимая нефтегазовая компания (ННТП), Антипинский НПЗ, «Татнефтегаз», «Татнефть», фонд «Энергия» и РФПИ с партнерами.
Представитель Антипинского НПЗ рассказал «Ведомостям», что компания, узнав оценку «Башнефти»(306 миллиардов рублей), была готова платить по верхней границе, но никакого приглашения прислать обязывающее предложения не было.
Источник в другой компании- претенденте подтвердил, что компания получила лишь одно письмо от «ВТБ капитала» с предложением принять участие в приватизации: «Была лишь оценка оценщика, все ждали условий приватизации, даты аукциона — а потом все узнали, что покупает «Роснефть», — рассказал источник. «Роснефть купила 50,0755% компании за 330 миллиардов рублей.
Источник, участвовавший в приватизации «Башнефти», подтвердил «Ведомостям», что «ВТБ капитал» прекратил переписку с претендентами по собственной инициативе, без поручения правительства. После того, как премьер-министр Дмитрий Медведев перенес приватизацию на неопределенный срок, главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин написал письмо лично председателю правления ВТБ Андрею Костину, рассказали «Ведомостям» два чиновника и подтвердил сам Костин.
Еще одной компанией, которая сделал оферту, была «Татнефтегаз», которая указала свою цену в первом письме. «У всех претендентов была возможность прислать оферты, но все ждали у моря погоды», — прокомментировал ситуацию чиновник.
При приватизации «Башнефти» правительство вывело ее из-под закона о приватизации, согласно которому такие сделки должны заключаться на аукционе или публичных торгах. Это было сделано «в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития фондового рынка, а также модернизации и технологического развития экономики, развития малого и среднего предпринимательства», — норма введенная в закон в 2010 году, пишут «Ведомости».
Еще одна особенность сделки состояла в том, что «Роснефть» не получила возможности оценить компанию, используя закрытые данные, а делала это на основании открытых данных (процедура due diligence). «Классическая процедура due diligence может занять месяц, а если делать основательный анализ, то и полгода», — объяснил это менеджер одной из компаний – претендентов на «Башнефть». Источник в «Роснефти» объяснил это тем, что компания хорошо представляла, что покупает.