Как таблоиды выбирают себе героев? И как эволюционируют вкусы их читательниц? Как работает индустрия сплетен — мы спросили у авторов телеграм-канала «Антиглянец» и главреда Tatler Ксении Соловьевой Исследование рынка желтой прессы — в сюжете Ольги Гладышевой.
Уже несколько дней одна из главных российских новостей — новость о разводе, казалось бы, вечной пары юмористов — Петросяна и Степаненко. Кто мог представить, что это произойдет — из человека-мема Петросян превратился в полноценного героя новостей — деловые издания делят совместно их нажитые квадратные метры и коллекцию живописи, а издания-сплетники обсуждают новый роман 72-летнего Евгения Вагановича.
Telegram-канал «Антиглянец» пишет: «#говорятчто новая муза Петросяна — его ассистент Татьяна Брухунова, у которой SNC брал интервью о любимом шефе ещё год назад. К слову, помучились мы тогда с Евгением Вагановичем. Отказывался фотографироваться наотрез.
Смеяться над шутками Петросяна давно стало неловко, но над самим Евгением Вагановичем — всегда пожалуйста. Есть медиа, которые во фрачной паре и белых перчатках, а есть те, которым позволено все.
Автор «Антиглянца» Юлия Пош рассказывает, что канал шутит над всеми и над Петросяном, и над Пугачевой: «Мы шутим над светскими героями, политиками. Это не условные 200 человек. Мы можем шутить вообще над всеми, шутить над собой».
Девушки, которые пишут в телеграмм под никами #культурнаяСтоляр и #светскаяПош, на самом деле, журналисты глянцевого издания SNC. Тут они подшучивают над коллегами, рассказывают сплетни о светской жизни и ссорятся с рэпером Оксимироном. Они — первые в глянце, кто придумал Telegram-канал. Telegram — это после работы, впрочем на работе они тоже позволяют себе многое
Татьяна Столя, автор Telegram-канала «Антиглянец»: В прошлом году я писала материал про модников с Цветного бульвара, хайпбистов. И я в том числе делала словарь этих модников. И там была фраза: «нассать на голову» — это значит, что человек очень плохо одет, так, что ему хочется нассать на голову. Вот эту фразу (я работала в разных изданиях) просто невозможно представить ни в каком другом издании, только у нас.
В высоком глянце, таком, как Tatler, о разводе Петросяна, как и о Петросяне самом, кажется, не догадываются. Он вместе с Дианой Шурыгиной и выпускницей Дома-2 Ольгой Бузовой обитают где-то в третьем мире, в то время как Tatler рассказывает о первом.
Ксения Соловьева, главный редактор Tatler: Наверное, некорректно было бы говорить, что Ольга принадлежит к тому классу людей, о которых мы не пишем, потому что я очень уважаю ее профессионально — она труженица, она зарабатывает большие деньги своими рекламными контрактами, но мне нужны эксклюзивы, мне неинтересно писать о том, о ком уже написано очень много.
Tatler — журнал про влияние, власть и деньги, которыми обладает лишь один процент населения. Это такая узкая группа людей, которые очень тяжело впускает «новеньких» в свой клуб.
Ксения Соловьева, главный редактор Tatler: Tatler часто упрекают в том, что это одни и те же персонажи. Это тоже крайне поверхностное суждение, потому что если открыть наш журнал — у нас в каждом номере есть девушки, которые запускают ракеты в космос, открывают в Лондоне школы художественной гимнастики. Уж сколько героинь было открыто нашим балом дебютанток.
Одной из таких дебютанток три года назад стала Алеся Кафельникова. Дочь легендарного теннисиста Евгения Кафельникова попала в свет именно благодаря Tatler. В журнале вышла фотосессия Кафельниковой с рэпером Фараоном. История любви выглядит очень красиво на глянцевых страницах, а так Алеся комментирует свои отношения с изданиями для богатых сплетников — в инстаграме:
Меня спрашивают, почему я ненавижу Россию? Конечно, я буду ненавидеть Россию, потому что я делаю карьеру и хочу, чтобы в моей стране мной гордились! Но они только сплетничают!
Потом были расставание, наркозависимость и попытки покончить жизнь самоубийством. Но они были лишь слухами, пока папа Алеси не отреагировал в твиттере.
Не могу больше в себе держать! Помогите. Я отец-неудачник! Вот что самое противное для любого родителя, осознавать этот факт. Но я этого не заслуживаю. Я попал в «ад». Дальнейшая жизнь начинает терять смысл. Наркотики.
В итоге девушку отправили на реабилитацию. Как оседлать волну негатива и вернуть Алесю в свет, придумала ее подруга-журналистка. Она предложила историю о отчаявшейся дочери Кафельникова журналу Tatler.
И, действительно, темная сплетня о той самой наркоманке, дочке Кафельникова и девушке Фараона, приобрела в журнале глянцевый блеск. И стала внезапно одним редакторских достижений Ксении Соловьевой, как и первое интервью Екатерины Песковой после развода с Дмитрием, как и исповедь Светланы Бондарчук о своем разводе с Федором (об этом она рассказала не в журнале Hello, который редактирует, а Соловьевой). На страницах Tatler появлялась и жена Бориса Ротенберга, которая снялась в антураже семейного поместья с личной конюшней. Хотя раньше о богатствах семьи Ротенбергов говорили только в оппозиционных СМИ.
Главный редактор Tatler Ксения Соловьева объясняет этот успех так: Кто-то хочет сделать стейтмент — один раз высказаться, чтобы прекратить слухи. Иногда выгодно один раз что-то сказать и больше не давать интервью. Кто-то хочет, как Ксения Собчак, которая позировала для нас голой, беременной, увековечить момент для потомков, передать этот журнал сыну Платону. Кто-то хочет быть просто красивой в объективе Данилы Головкина, чтобы подружки завидовали. И чтобы муж говорил, смотри, моя там в Tatler.
Но на Tatler Лесины доброжелатели не остановились. Вскоре Лесю увидела миллионная аудитория «Пусть говорят». И если кто-то еще не знал о проблемах дочери Евгения Кафельникова, то сейчас узнал уже точно.
Индустрия сплетен работает только тогда, когда ее герои дают для этого повод. Но и тут Алесе Кафельниковой всегда удается соответствовать запросам медиа. По словам ее пиар-директора, интервью о своих взаимоотношениях с прессой Леся не смогла дать Дождю из-за того, что снова угодила в рехаб.