Прихожанка Олеся Болтнева: Священники — они большую часть времени уделяют служению богу, людям, а матушка дома, с детишками, занимается бытом. Но это очень благодатное служение, и люди, конечно же, от этого очень счастливы.
Стать женой священника — это благодать, считает Олеся. Она ненадолго приехала в Москву из Ижевска и заглянула на службу в Троице-Сергиеву лавру, в Сергиевом Посаде. Там, говорят, и водятся семинаристы — но легче встретить туристов из Китая.
Издалека семинаристы духовных академий в темных, длинных одеждах кажутся недоступными — и оттого еще более желанными. А то, что жизнь свою они посвятят церкви, обещает надежного мужа, который пить не будет, руку на жену не поднимет и, что самое важное, — не разведется. Будущим батюшкам тоже никак нельзя без матушек — священник, как и дипломат, не начнет карьерный рост и точно не получит приход, пока не женится.
Прихожанка Олеся Болтнева: В школе нас не обучают тому, как строить семью, как становиться женой, как становиться мужем, учат математике, русскому, английскому, но вот таких фундаментальных знаний, к сожалению, не закладывают, а они очень важны в жизни. У меня мечта — когда я выйду замуж, чтобы у нас с мужем родилось пять здоровых и счастливых детей.
— Почему пять?
— Потому что «семья» от слова «семь» «я» — муж, жена и пять детей, семь человек — семь-я.
Вот так примерно все и сложилось у детского омбудсмена Анны Кузнецовой — самой известной матушки во власти. Шесть детей, муж — священник
Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова: Умею практически в храме все — и шить, и петь, и вести службу. Приходилось делать буквально все. Очень любила оформлять цветами, сама разрабатывала такую конструкцию к иконам, на которую крепятся цветы для того, чтобы оформлять храм к празднику.
Сейчас она дает пресс-конференции, проверяет больницы и инспектирует школы. После того, как матушка стала омбудсменом, вся семья перебралась из Пензы в Москву. Муж теперь служит в столичном храме. Кузнецовой не до прихода.
Уполномоченный по правам ребенка Анна Кузнецова: Матушкой-то никто быть не перестает. Никто не написал, какой она должна быть.
Искать будущего отца своих детей Олеся начала в православных группах «ВКонтакте» и на сайтах знакомств. Самый популярный из них — «Азбука верности». Это вам не тиндер. Чтобы пройти регистрацию, нужно заполнить очень подробную анкету.
Наш корреспондент Евгения Зобнина тоже заполнила подробную анкету — пришлось написать, насколько активна в церковной жизни, любит ли побыть наедине, что ждет от замужества и что для нее незарегистрированный брак. По примеру других участников она добавила, что сожительство — это блуд.
Дела шли очень бойко. За пять дней поисков нашлись иподьякон, псаломщик, певчий, алтарник и несколько семинаристов. Всего на сайте 30 тысяч анкет, но участники очень активны.
Нашему корреспонденту написало 66 потенциальных избранников, но большинство — просто прихожане. Все они любят паломничество, семью называют «малой Церковью» и жениться хотят раз и навсегда. Переписки абсолютно невинные, никакого намека на интим. Тогда наш корреспондент отправилась на танцы.
Молитва в начале репетиции обязательна. В школе танца «Ромашковый вальс» разучивают вальс, мазурку, полонез, как при царе-батюшке. Партнеры здесь любезны и обходительны, всегда готовы научить.
Соорганизатор клуба Петра и Февронии Наталья Громова: Здесь музыка и классическая, и народная, здесь различная музыка. Но у нас исторические танцы, и дистанция большая. Это не латина там — потереться и...
Танцы проводит православный молодежный клуб Петра и Февронии. После исторической дискотеки все спешат в храм Успения в центре Москвы, который находится в пяти минутах.
Каждое воскресенье здесь читают молебен покровителям супружества — святым Петру и Февронии. После службы молодые люди и девушки пьют чай и болтают. В конце обязательная часть — небольшое ток-шоу с отцом Алексием. Священнику передают записки с волнующими вопросами. Вот что он думает, например, о регистрации брака в ЗАГСе:
Отец Алексий: Там сами мужчины и женщины приносят кольца ими купленные, сами надевают на руку и спрашивают, а где расписаться-то? Им показывает третье лицо. Раньше это была женщина с лентой наперевес, наискосок. Она говорит — вот здесь расписывайтесь. Это называется регистрация брака. А где сам брак-то?
Клубу почти 12 лет, кроме танцев участники ездят на Валаам, в Соловки и помогают детским домам. Казалось бы, довольно скудный досуг, лишенный даже намеков на флирт, но в результате — больше 200 обвенчанных пар.
А вот Саша и Иван были однокурсниками по Свято-Тихоновскому университету. Саша училась на религиоведа, Иван — на богослова. Им по 23, на втором курсе начали встречаться.
Иподьякон Иван Мыздриков: Священник строго сказал: вы должны прожить четыре сезона вместе как друзья.
Теперь молодожены — новоиспеченные батюшка с матушкой. Саша должна была поставить подпись, что она не против служения супруга, без ее согласия он бы в сан не вступил.
Матушка Александра Мыздрикова: Больше года прошло, как Иван дьякон, для меня это до сих пор странно. Я все время как-то так вздрагиваю каждый раз, когда там — «матушка!» Про меня сейчас скажут? Я надеюсь, что не про меня. Смотрят, как ты там одета, могут подойти и сказать там: «а почему у тебя ребенок в штанишках, а не в юбочке?» И ты стоишь и думаешь, ответить человеку как есть или с той позиции, как он думает?
Как выглядит жизнь матушки за фасадом церковного благолепия спустя годы после венчания, рассказывает матушка Ольга. Она из тех редких жен священников, которые все-таки пришли к разводу. В церкви это болезненно вдвойне.
Матушка Ольга: Я для него была рабочей силой — должна все тянуть, а он, значит, где-то там с кем-то там в очередной баньке, на очередной встрече. Я сидела на телефоне, отвечала на звонки, я принимала людей. Когда там крестины — иди помогай, я бегу с ведрами, грею воду, ковры расстилаю. Если надо было что-то убрать в храме, я убирала, шла на уборку.
У меня там маленькие дети — я их оставляю и иду в храм проводить экскурсию, потому что экскурсия принесет нам какую-то денежку опять. Когда хор не пришел, иди на клирос, пой и читай. Один пост все 47 дней я фактически одна читала все эти службы.
Унижения от мужа она еще терпела, но когда узнала, что батюшка завел любовницу, подала на развод. Того отлучили от службы на пять лет, а Ольга иногда приходит на службы в их бывшую церковь.
Матушка Ольга: Я была там на своем месте я очень люблю этот храм, и в нем я себя реализовала лучше всего, чем было у меня в жизни. Да, мне его не хватает.
Как выяснилось, брак со священником — это не гарантия счастливой жизни.