Цивилизованный развод в случае больших денег — это, скорее, исключение и имя ему Абрамович — своей второй жене, бывшей стюардессе Ирине, он оставил 300 миллионов. Его развод с Дашей Жуковой и вовсе называют техническим. Так гладко он проходит. Как бизнесмены, известные меценаты, вложившие немалые деньги и усилия в свою репутацию, теряют человеческий облик в бракоразводных процессах? Примеры — у Даши Ниловой.
Полную версию программы смотрите здесь.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
«На бизнес-репутацию влияют скорее крупные неудачи бизнесменов, если они неудачно разводятся, то есть с большими скандалами, теряют много денег, это конечно сказывается на их бизнес-репутации, деньги любят тишину, поэтому если бизнесмену удается со своей супругой или супругом, если речь идет о женщине, договориться, то это всегда лучше», — рассказывает главный редактор Forbes.ru Николай Усков.
Но, если договориться не удается, то существует много способов, которые помогают уберечь деньги от бывших жен. Обычно, очень богатые мужчины начинают подготовку к разводу задолго до самого процесса – это перевод активов в трасты и офшоры, манипуляция женами в стиле «хочешь делить доходы, тогда разделим и долги», перевод имущества на детей, высылка жен в другие страны.
И тут вспоминается любовная лодка Потаниных, которая разбилась в щепки в 2013 году В конце марта стало известно, что Верховный суд все-таки не будет пересматривать дела бывших супругов Потаниных. Экс-жена бизнесмена Наталия настаивает, что имеет права на часть активов бывшего мужа, и, по ее подсчетам, компенсация должна составить около одного триллиона рублей.
«Он крупный бизнесмен, не обязан всем нравится, своим бизнес-партнерам, но как человек мне кажется, он проиграл, много проиграл в глазах людей. Все-таки это, знаете, любой развод это травма, и в не очень богатых семьях и в очень богатых это травма и когда вот все эти эмоции, за разводом Потанина стоит очень много эмоций, выходит наружу, конечно это все не особо красит», — продолжает Усков.
Споры о разделе имущества одного из самых богатых людей России и его бывшей жены продолжаются уже четыре года. Официально они развелись еще в 2014 году, спустя год поделили недвижимость и деньги на счетах. Тем не менее, Наталия Потанина заявляет, что муж скрывает от нее свои активы.
«По слухам, это все началось с того, что он предложил ей отступные, которые ему казались адекватными, а она решила, что она с ним со школы и то каким классным и богатым парнем он стал все-таки ее роль несколько больше ему представляется и с этого все началось. Она не пыталась ни в какой момент отсудить у него половину состояния, — рассказывает обозреватель «Коммерсанта» Евгения Милова, — Просто те отступные, которые он ей предложил, показались ей ну совсем уж несущественными. Владимир Потанин — это такая настоящая акула бизнеса, человек, у которого репутация очень жесткого бизнесмена и безотносительно его каких-то его матримониальных движений в ту или иную сторону это конечно же факт, это базово, то есть да он почти с самого начала своих успехов в бизнесе начал уделять время благотворительным каким-то программам, в основном в сфере обучения, похвально, но, конечно он такой хищник. Владимир Потанин обманывает не только жену, он обманывает всех, то есть если он такой бедный, как он описывает, бедный по состоянию 2007 год, но Потанин в 2007 году был в списке Forbes и признавался одним из самых богатейших людей в стране, то есть он обманывает либо суд, либо всех остальных, и все это конечно дико некрасивая ситуация, но не влияет это при этом на репутацию никак».
Другая кровавая история развода — у 15-го места в списке Forbes, бывшего владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева. Его жена Елена подала на развод 10 лет назад. Тогда суд Женевы обязал заморозить основные активы бизнесмена, чтобы разделить имущество. В 2013 году бывшая супруга направила в суд США иск, она утверждала, что Рыболовлев скупает элитную американскую недвижимость, чтобы скрыть от нее деньги в связи с разводом. 3 года назад швейцарский суд обязал олигарха выплатить бывшей жене около 600 миллионов долларов.
«Поскольку они оба стояли у истоков бизнеса, то там получилось более шумное разбирательство, там жена заявила претензии и в конечном итоге осталась недовольна, хотя и вошла в российский список Forbes благодаря тому, что получила 600 миллионов долларов компенсации», — говорит Усков.
А вот инфернальный глава «Роснефти» Игорь Сечин, который легко закапывает своих врагов любого уровня, разводился два раза, и оба развода прошли тихо и мирно. Во всяком случае, все участники на свободе. В 2011 году он расстался со своей первой женой – Мариной Сечиной. После развода бывшая супруга главы «Роснефти» вдруг активно занялась предпринимательской деятельностью, она основала энергетический холдинг, и является совладельцем нескольких бизнес-активов.
А осенью прошлого года Марина Сечина стала одним из учредителей фонда «Триединство», гендиректором организации является сын актера Николая Караченцова – Андрей. По сообщениям СМИ, фонд занимается «духовным возрождением столицы», пока организация по последним данным финансирует возведение храмов в Москве. Это, например, храм Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском, Храм Живоначальной Троицы в Чертанове и Храм святых равноапостольных Константина и Елены
«Мы не знаем подробности развода Игоря Сечина с его последней супругой с Ольгой, но вообще если посмотреть на то, как себя чувствует его первая супруга, то она себя чувствует очень неплохо и насколько я понимаю вот этот человек, которого мы привыкли воспринимать, как кого-то в чьем присутствии начинает немножечко загораться сера, то похоже, что в вопросах какого-то расставания с некогда любимыми женщинами он как раз не сатана. И как это отражается на репутации Игоря Сечина, да опять же никак», — считает Милова.
Какую сумму на прощание получили любимые женщины Сечина мы не знаем, но перед глазами — счастливый пример жены российского предпринимателя Фархата Ахмедова Татьяны. В 2017 году Английский суд обязал его выплатить бывшей супруге рекордную для Великобритании сумму более 600 миллионов долларов, что вселяет надежду на оптимистический сценарий. Хоть кому-то удается добиться справедливости.
Фото: Анатолий Жданов/Коммерсантъ