Шестнадцатилетняя Даша Паненкова в спорте уже 13 лет, но сегодня на лед академии имени Кудрявцева выходит с опаской. Недавно получила травму.
Фигуристка Дарья Паненкова: У меня дома есть место, где попрыгать, потому что я очень любила прыгать дома. Начала прыгать дупель, два с половиной оборота. Пять дуплей сделала, а когда прыгала шестой — я потом посмотрела свою ошибку, мне не хватило высоты. Я даже помню, как я начала терять сознание, ударилась головой обо что-то. Когда поехали в травмпункт, мне сказали, что у меня закрытый перелом и множество разрывов связок, и еще задето сухожилие. Перелом быстро зажил, а разрывы до сих пор не зажили.
В прошлом, Даша — талантливая юниорка из группы всемирно известного тренера Этери Тутберидзе. Это Тутберидзе привела к олимпийскому золоту Юлию Липницкую, сделала звездой Женю Медведеву и заставила всех говорить об Алине Загитовой. Именно ее ученица Саша Трусова в 13 лет впервые в истории женского одиночного катания сделала четверной лутц, а видео ошеломляющих прыжков ее младших учениц моментально набирают лайки в интернете.
Впрочем, после олимпийского золота в одиночном фигурном катании Липницкая покинула группу Тутберидзе. Ушла и Евгения Медеведева, потом еще трое спортсменок, среди них Паненкова и Цурская. Что происходит?
Фигуристка Полина Цурская: Мое решение никак не связано с Женей Медведевой, хотя было много высказываний, что меня потянула за собой Женя. Нет. Это решение зрело у меня и моей семьи.
— Почему ты тогда ушла?
Я сама в себя теряла веру. Я понимала, что в группе очень много сильных девочек, которые учат новые прыжки, которые прогрессируют, которые маленькие, верткие, прыгучие, а у меня, во-первых, травмы, во-вторых ну, нет, не возраст, но травмы. И мне тяжело, на меня это давило.
Чтобы заниматься у Тутберидзе, семья Полины переехала из Омска в Москву. В финале кубка России в 2015 году Цурская опережала даже Евгению Медведеву, а на следующий год стала чемпионкой юношеских Олимпийских Игр — казалось, что впереди большое будущее.
Фигуристка Полина Цурская: Этери Георгиевна — это тот человек, у которого есть система, есть четкое понимание, как и когда работать. Если она видит, что ты можешь, а сам ты всем своим видом показываешь, что не сегодня, не могу, не хочу, а она видит, что ты можешь, она будет тебя заставлять. Я начала отвечать — может быть, где-то не слушаться, и, конечно, Этери Георгиевне это не нравится, она начинает ругаться, чтобы поставить тебя на место, чтобы тебе объяснить, что ты не прав. Это вызывало в тот переходный период большую обиду — да как так, да как вы смеете такое говорить. Хотя в более юном возрасте ты думал, а почему мне такое говорят? Надо сделать лучше, чтобы не было причин придраться.
Фигуристка Дарья Паненкова: У меня появилась борьба с весом. Меня больше тянуло на сладкое. Даже помню тренера, они же тоже следят за этим, поймали меня в магазине, поэтому мне тогда было не смешно
— Страшно было?
Так как Этери Георгиевна больше на позитиве, подкалывает, мне больше всего страшно было, что она очень сильно долго будет меня подкалывать
После того, как от Тутберидзе ушло сразу несколько человек, поползли слухи — она слишком строга со своими ученицами, специально сдерживает их физическое развитие, недокармливает, чтобы те были легче и прыгали выше — как иначе объяснить бешеный профессиональный успех ее подопечных?
Елена Родина, ведущая программы Фигурвью на YouTube: Я уверена, что за место у Этери Георгиевны надо держаться, практически ноль процентов шансов после ухода от нее чего-то добиться. Она действительно уникальный тренер. И когда в прессе строят из Этери Георгиевны монстра и говорят, что от нее уходят — я уверена, что не от нее уходят, а она выгоняет и не держит у себя тех, кто ей не подходит в работе. Сейчас очень многие переживают за Алину Загитову, что она уйдет от Этери, но это не очень правильная формулировка на мой взгляд. Я считаю, что она как раз при грамотном менеджменте Этери Георгиевны станет главной звездой ее шоу, которое сейчас с успехом прошло в Краснодаре.
Сама Тутберидзе восприняла уход своих учениц (особенно Евгении Медведевой) болезненно и даже даже опубликовала открытое письмо.
Этери Тутберидзе, тренер по фигурному катанию на коньках: Странные, смешанные чувства в душе. Странный уход моих учениц, одну из которых я всем ставила в пример и для которой я честно сделала 200% из 100 возможных в спорте. Обвинения.... От которых больнее уже и не становится. Дай нам силы, Господи, дай нам силы, чтобы перелистнуть эту страницу жизни.
Фигуристка Полина Цурская: Этот человек мне действительно стал родным, поэтому я, наверное, проводила все время на катке, общалась с Этери Георгиевной, и она воспитывала во мне характер, понимание жизни, за что я ей безумно благодарна. На самом деле, когда я от нее уходила год назад, это, наверное, было не очень красиво. То есть, я не подошла, не поблагодарила. Этот год мы здоровались на соревнованиях, но ничего более. Я поздравила ее с днем рождения, ну и как бы все — на этом наше общение ограничилось, но, наверное, тогда я так поступила, потому что мне было перед ней неудобно, она в меня вкладывала пять лет душу, всю себя отдавала, а я вот от нее ухожу, мне было неловко, мне было страшно идти к ней, поэтому я избежала этого разговора, о чем жалела потом очень долгое время. И вот недавно, как раз 31 мая, когда я опубликовала в инстаграме о том, что я заканчиваю, я сходила к Этери Георгиевне, подарила ей цветы, поблагодарила, камень с души упал.
После ухода из фигурного катания Полина разместила объявления на «Юле», «Авито» с предложениями своих тренерских услуг, так у нее появилась собственная подопечная Наташа.
Даша Паненкова тоже тренирует более юных коллег по команде и в будущем мечтает стать тренером не хуже Тутберидзе. Ведь Этери Тутберидзе тоже была не слишком успешной спортсменкой.
Фигуристка Дарья Паненкова: У меня начала болеть нога. Я с болью на каждую тренировку выходила. Этери Георгиевна сказала: Я тебе не поставлю программу, пока ты не будешь все прыгать, все тройные хотя бы не восстановишь. Этери Георгиевна говорит: иди успокойся. Я немножко плакала. Я села на скамейку и говорю маме: «Все, я больше не пойду на лед, все, мам, забирай меня, у меня ничего не получится, зачем я катаюсь, зачем мне это все, и я ухожу из спорта». Я так и сказала. Тогда в раздевалке, уже закончилась тренировка, Этери Георгиевна сказала: «Либо ты сейчас выходишь к младшим на лед, либо ты уходишь». И я сказала: «Я ухожу». И собрала вещи, и ушла со сборов.
А вот когда из группы Тутберидзе уходила Полина Цурская, — у нее еще были цели в спорте, — она хотела показать, что может больше, но уже с новым тренером Еленой Буяновой.
Фигуристка Полина Цурская: Прошел год, и все изменилось. На самом деле, встал выбор: куда идти учиться. А так как у меня стоял барьер — идти учиться на тренера.
— Почему?
— Ну не знаю, я хочу чего-то большего. Я хочу развиваться в какой-то другой сфере. Поэтому мне тогда нужно было писать еще ЕГЭ, я досрочно сдавала экзамены, я попросила перерыв на две недели, чтобы подготовиться именно к ЕГЭ, это уже был конец сезона, все старты закончились, она сказала: да, конечно, занимайся. Когда я сказала маме, что хочу подготовиться к экзаменам, она ответила, что да, хорошо, сейчас посидишь две недели за учебниками, поймешь, каково это, и побежишь на лед.
Но эксперимент не сработал, Полине понравилось.
Теперь Цурская планирует поступать на факультет международной экономики, а вот Даша Паненкова, наоборот, вернулась в спорт и честно признается — снова пошла бы к Этери Тутберидзе, которая умеет творить чудеса. Если не сломаться и потерпеть.