Хорошенькие и «чем моложе, тем лучше» требуются не только в эскорт-агентствах, эти сексистские критерии заявлял и православный хлебопек Герман Стерлигов, когда недавно искал себе секретаршу. Сотрудницы другого православного производителя-молокозаводчика Василия Бойко-Великого должны быть венчанные, чуждые абортам и любым фривольностям. Сам Василий Бойко ходит всегда, как на карнавале, — в сюртуке и золотом шитье, а сотрудницы на камеру — в платках и сарафанах. Скрепы православие, да благолепие, так, во всяком случае, все это выглядит в рекламном ролике «Рузского молока». Как работается на этом благочестивом производстве? Дарья Жук отправилась на ферму Бойко-Великого и увидела все своими глазами.
Тлетворному влиянию западной моды православный бизнесмен Василий Бойко-Великий противостоит в кафтане и с орденом Сергия Радонежского на груди. Одетый как боярин времен Ивана Грозного, он начинал как физик-ядерщик, пришел в бизнес в 90-е. 15 лет назад основал компанию «Рузское молоко».
«Самые верующие слои населения – это предприниматели, потому что еще с древних времен, когда отправляли корабль за товаром, люди молились, чтоб он доплыл», — говорит Василий Бойко-Великий.
Через 4 года — оказался в СИЗО по обвинению в незаконном захвате земель: «Тюрьма – она как некий, может быть, вынужденный монастырь, она как бы устанавливает там большую связь с Богом».
Духовные скрепы отсидевший бизнесмен начал строить до того, как Владимир Путин посетовал на их дефицит.
«Если ты ходишь в храм… одно из таинств — венчание. Я просто всех призвал именно христиан венчаться», — рассказывает Бойко-Великий. Он запретил аборты, ввел дресс-код для сотрудников и особенно для сотрудниц. Никаких мини, шпилек и декольте. Помимо производства молочки, в агрохолдинге ведут ежедневную борьбу с дьяволом и искушением.
Дочь Василия Анна компанию папы пришла во время летней практики в МГИМО. Из простой пиарщицы выросла в замдиректора по внешним коммуникациям. За рулем новенького BMW Анна едет на ферму, где работают венчанные женщины, не знающие порока и декольте: «Я считаю себя симпатичной девушкой, молодой. Надо стараться моральный облик соблюдать, никого не искушать лишними мыслями. Если мы оголяем части тела, мы внимание рассеиваем».
Начальник фермы «Ватулино» — Елена Крохоняткина. С 17 лет Елена работала продавцом в продуктовом магазине, потом устроилась свинаркой на местную ферму. Полтора года назад карьера резко пошла вверх — Елену позвали в агрохолдинг Бойко-Великого начальником фермы «Ватулино».
Старейший работник Рузы — доярка машинного доения первого класса Раиса Сергеевна Куликова. С телками и телятами работает 40 лет. Раиса Куликова и Елена Коняткина обе воцерковленные. Работа на православной ферме пришлась им по душе.
Как бизнесмену в кафтане удалось построить идеальный мир, где экологически чистое молоко делают чистые совестью люди?
Елена Богачева раньше работала на должность директора по пиару группы компаний Бойко-Великого «Ваш финансовый попечитель». Православный кодекс соблюдала с радостью. Елена занималась любимой работой в окружении близких ей по духу людей. Все изменилось внезапно. Оказалось, что за фасадом православия и благочестия скрываются проблемы. Зарплаты сотрудникам не выплачивались месяцами. «Потом зарплату вообще переставали выплачивать, и люди попадали в зависимость к этому человеку, потому что уйти – денег нет, а он всё время обещал эти деньги вернуть», — рассказывает она. Елена терпела несколько лет, а потом уволилась. Чтобы вернуть свои деньги, подала судебный иск и написала в прокуратуру.
«У нас в коллективе работал человек, у которого 5 детей. Пять детей! Разве может православный человек заставить нуждаться и страдать семью, в которой воспитывается 5 детей: двое своих и трое усыновлённых?» — добавляет Елена.
Владимир Пастухов с пятью детьми, о котором говорила Елена, пришел в компанию простым водителем, а уже через три месяца его повысили. Поразил Бойко своими менеджерскими способностями. Но и это не помогло. Зарплату перестали платить почти сразу. Но какое-то время Пастухов верил обещанием Бойко. «Перед всеми сотрудниками Бойко встал и сказал я клянусь на иконах и сказал, что заработную плату я выплачу в течение 3 месяцев», — рассказывает он.
Продукцию «Рузского молока» Пастухов не покупает принципиально. Считает, что с такими ценами на молоко и кефир владелец мог бы вовремя платить зарплаты.
— Чем объясняются такие высокие цены на продукты?
Владимир Пастухов: Жадностью владельца. Затраты маленькие, народу не платят зарплаты
Владимир не перестает бороться за свои деньги. Пишет письма и звонит в приемную через день. За все два года ответ не получил ни разу. По версии Бойко-Великого, ни Елене, ни Владимиру он ничего не должен, а суд и прокуратура на его стороне.
У Бойко уже были проблемы с судом и следствием. Крестьяне Рузского района обвиняли его в том, что он отобрал у них земли. Но Бойко вышел из тюрьмы под баснословный залог в 50 миллионов рублей. А потом дело закрыли за «отсутствием состава преступления».
— Вам удается быть нравственным ориентиром?
Василий Бойко-Великий: Раз я здесь еще нахожусь, как то удается, несмотря на все сложности. Хотя, конечно виновен там перед многими, в том числе, по задержкам по зарплате. Ну милостью Божьей, пока на своем месте.
Идея православного кодекса оказалась удачным пиар-ходом для раскрутки бренда «Рузское молоко». Сейчас Бойко-Великий разрабатывает новую творожную линейку и не перестает мечтать о православной самодержавной России. А в свободное время издает книги о времени, когда женщины были благочестивы и за державу было не обидно. Посмотришь на бизнесмена в боярской одежде, мечтающем о Руси времен Ивана Грозного, и как-то все встает на свои места. И сразу все понимаешь.
Владимир Пастухов: Он считает, что мы крепостные, которых покормил и хватит. Заманить, а потом здравствуй, крепостное право!