Жители Йемена голосуют по-старинке
Мансур Хади – это вице-президент Йемена, который долгое время был верным соратником Али Абдаллы Салеха. Которого, как вы, возможно, помните, свергли в прошлом году после кровопролитной революции. Последние 30 лет жители Йемена не раз голосовали на выборах, но им все время предлагалась одна настоящая кандидатура – Салеха. И он раз за разом продлевал свое пребывание у власти. А когда в Йемене повеяло арабской весной, протестующие стали требовать только одного – смены власти. За время революции погибли сотни человек, здания телеканалов и министерств в столице Сане расстреливали и взрывали. Генералы переходили на сторону оппозиции, племена воевали за своих лидеров, Салеха однажды чуть не убили, и в итоге он ушел подальше от всего этого беспорядка. Он улетел в Соединенные Штаты, где и сейчас находится вроде как на лечении.
Его отставка воспринималась как победа оппозиции. И решению Салеха аплодировали не только в самом Йемене, но и в Лиге арабских государств, и в Вашингтоне. При этом все понимали, что родственники Салеха и его приближенные остаются у власти в стране.
И вот вчера он передал всему Йемену «привет» прямо из Соединенных Штатов. По йеменскому государственному телеканалу зачитали письмо экс-президента, где он говорит, что прощается с властью. Но при этом обещает оставаться гражданином страны и служить ей и дальше – уже через свою партию, которая, конечно, сохранилась нетронутой.
Многие жители Йемена недовольны таким сценарием, поэтому явка на выборах ожидается низкой – где-то 20 процентов. Хади тем не менее станет президентом и управлять страной, видимо, будет в тесном сотрудничестве с США.
Джон Бреннан, главный советник Барака Обамы по борьбе с терроризмом и давний друг Али Абдаллы Салеха, говорит, что в Йемен вскоре отправятся несколько представителей американских властей. И они будут помогать новой администрации реформировать вооруженные силы и решать другие насущные проблемы.
Али Абдалла Салех еще некоторое время пробудет в Соединенных Штатах, а потом, вероятно, будет искать политического убежища где-нибудь в султанате Оман. Но где бы он ни был, он наверняка продолжит – как он это сказал – служить своей стране. И доказывать всем, что править государством можно и после формальной отставки.