Заставить мир говорить по-русски. Сколько это стоит?
В Россотрудничестве пока не знают, во сколько обойдется России ее культурная экспансия, но уверены, что денег на это государство не пожалеет
Культурная экспансия – проект недоходный. По крайней мере, в ближнесрочной перспективе. Открывающийся зарубежный культурный центр поначалу приносит в основном убытки. В Россотрудничестве пока отказываются назвать точную сумму, необходимую на амбициозный проект. Он ещё должен пройти согласование в нескольких ведомствах, так что в результате может получиться скромнее.
Косачев: Многое зависеть будет от того, пойдём ли мы по пути приобретения соответствующих помещений либо их аренды. Это уже меняет в разы необходимые объёмы финансирования, но и здесь все кроется в деталях: если мы отказываемся от покупки и идем по более дешевому арендному варианту, то, как показывает практика, уже через 8-10 лет сумма всех выплаченных арендных платежей превышает те инвестиции, которые бы потребовались для приобретения.
На чём же могут заработать зарубежные культурные центры? Одна из главных статей дохода – языковые курсы. Например, в мире – немало тех, кто хочет учить английский или испанский. Вот поэтому доход Британского совета за прошлый год составил 682 млн фунтов стерлингов. При этом расходов было не намного меньше – 676 млн. Чистая прибыль редко превышает 10 млн фунтов. Именно из-за нехватки денег сокращать свои зарубежные культурные и образовательные программы вынуждена Франция. Ведь французский язык не так популярен, как английский. Например, если еще 5 лет назад во франко-российский центр журналистики набирали на обучения 20 человек, то теперь – только 12. Впрочем, французские гуманитарные институты за рубежом пока чувствуют себя довольно уверенно. Сказывается другая важная статья доходов – организация выставок, кинопоказов и прочих культурных мероприятий. Более четкая программа культурной экспансии России, видимо, станет известна уже после инаугурации Владимира Путина.