Узбекистан может остаться без воды, если сбудутся мечты таджикского президента
Давайте с вами еще раз взглянем на карту – на ней отмечены самые важные реки – это Вахш и Пяндж, которые при слиянии образуют главную реку во всем регионе – Амударью. От нее зависит жизнь миллионов человек в Узбекистане, которые работают на хлопковых полях.
В конце марта президент Таджикистана Эмомали Рахмон заявил, что на Вахше и Пяндже вскоре будут построены сразу три мощных электростанции. Одна из них уже возводится – это Рогунская ГЭС на Вахше. У Рахмона есть план превратить свою страну в энергетическую державу. Чтобы больше не зависеть от соседей.
Но возведение плотин позволит ему еще и шантажировать Узбекистан. Потому что Таджикистан сможет накапливать в водохранилищах сток этих рек и лишать людей по другую сторону границы стратегически важного урожая.
Раньше Узбекистан уже не раз угрожал, что отключит таджикскому правительству газ, если речь зайдет о строительстве ГЭС. Но долгое время у Душанбе просто не было денег на работы. Сотрудничество с российской компанией «Русал» провалилось, и пришлось искать новых партнеров. За ними далеко ходить не пришлось – в начале прошлого месяца в Таджикистан прилетел министр иностранных дел Ирана, с которым за три дня удалось договориться о строительстве одной небольшой ГЭС.
На возведение трех электростанций на Вахше и Пяндже потребуется шесть миллиардов долларов. Кто предоставит эти деньги, пока неясно, но, возможно, это как раз будет Иран. Уж точно не Россия – после скандала с российскими летчиками договориться с Кремлем будет сложно.
Если Узбекистан действительно перекрыл газ в ответ на обещания Рахмона выстроить несколько ГЭС, то конфликт двух стран, получается, вышел на новый уровень. Это уже не просто взаимные угрозы, а фактически подготовка к конфликту.
Другими словами, Узбекистан и Таджикистан переходят к силовому давлению друг на друга – и вскоре там, вполне возможно, появится новая горячая точка.