Северная Корея отделяет зерна от ядер

01/03/2012 - 17:15 (по МСК) Егор Низамов
Поддержать ДО ДЬ
Спустя всего два месяца с тех пор, как в Северной Корее появился новый руководитель, Ким Чен Ын, правительство страны отказалось развивать свою ядерную программу. По крайней мере, в том, что касается переработки урана. У КНДР есть продвинутая лаборатория в Йонбене, и туда вскоре смогут отправиться эксперты из МАГАТЭ.

Этих уступок ждали от Пхеньяна уже давно. Последние четыре года власти КНДР вообще не раздавали никаких обещаний, хотя и знали, что их выполнения уже никто не ждет. Но в прошлом году во главе страны встал новый руководитель, младший сын покойного Ким Чен Ира. И некоторые комментаторы посчитали, что он подает всему миру позитивный сигнал. Публично отказывается от ядерных амбиций и возвращается к диалогу.

Конечно, делает он это не просто так. В награду за хорошее поведение Ким Чен Ын получит 240 тысяч тонн продовольствия и гуманитарной помощи от Соединенных Штатов. Тут я сразу уточню, что Пхеньян договаривался напрямую с Вашингтоном, а не со всеми участниками ядерных переговоров.

Эксперт по Корее Леонид Петров, который преподает в сиднейском университете, уверяет, что жители КНДР вряд ли узнают что-то об уступках своего руководства. И даже гуманитарную помощь им преподнесут как победу над противником.

Петров: Это будет выставлено таким образом: «Молодой генерал Ким Чен Ын усмирил американский империализм, который теперь будет посылать регулярные подати в виде 240 тыс. тонн продуктов для нашего гордого народа».

Другими словами, для Пхеньяна сделка с Соединенными Штатами это такой двойной PR-ход. Население узнает, что руководство страны выбивает из врагов продовольствие и раздает его страждущим. А весь остальной мир похвалит КНДР за снятие напряжения. При этом о реальном отказе от ядерной программы речи не идет.

Северная Корея обязуется только прекратить эксперименты с ураном, но вот о плутонии в договоре нет и слова. Хотя заряды для своих бомб КНДР делает как раз из плутония. В 2008 году Северная Корея уже демонстративно взрывала трубу на своей главной станции в Йонбене. На это ушло два с половинной миллиона долларов, которые предоставил Вашингтон. Но с тех пор работы в этой лаборатории возобновились.

Телеканал ДОЖДЬ узнал у Леонида Петрова, есть ли Пхеньяну, что терять. Правда ли его ядерная программа настолько продвинута, что ее приостановка – это что-то из ряда вон выходящее. И он рассказал о визите американского специалиста-ядерщика на главную северокорейскую лабораторию два года назад:

Петров: Когда он посетил КНДР, его специально отвезли в Йонбен и показали ему самые последние установки, показали сам реактор и установки по обогащению урана. И на него это произвело очень сильное впечатление. Он немедленно вернулся и заявил, что у Северной Кореи ядерная программа цветет пышным цветом. Количество атомных бомб у Северной Кореи на сегодняшний день порядка 10. Их можно взорвать в шахте или под водой, но поместить их на какую-то ракету невозможно. Они большие тяжелые и могут взорваться в момент старта.

Как считает эксперт, Северная Корея пока не собирается и даже не может использовать свой ядерный потенциал. Он ей нужен только для того, чтобы чувствовать себя спокойнее. Все высшие руководители КНДР хорошо представляют себе, что их ядерные объекты защищены плохо и при координированной атаке все будет уничтожено – и лаборатории, и реакторы, и резиденции правителей. Поэтому Ким Чен Ын, скорее всего, живет в роскошных подземных бункерах, между которыми передвигается по укрепленным подземным тоннелям.

В общем, ядерное оружие Северной Кореи никуда не денется. Потому что для властей страны это утешение – в ответ на удар по Пхеньяну они сотрут с лица Земли Сеул. По большому счету, еще Ким Чен Ир, когда был жив, готов был отказаться от ядерной программы в обмен на какие-то награды с Запада. Но в итоге добиваться этого пришлось его сыну. Именно добиваться, потому что Вашингтон тянул до 2012 года. В ноябре Бараку Обаме предстоят выборы, и не факт, что он победит на них.

Поэтому для него договоренность с Северной Кореей это тоже важный PR-ход. Пусть он почти ничего и не меняет. 

Также по теме
    Другие выпуски