Ратко Младич частично признал свою вину в этнических чистках
По мнению обвинения, Ратко Младич по своей воле присоединился к сербским политикам во время войны на Балканах и разработал с ними план по этнической чистке. В 1992 году сербские солдаты и вооруженные группировки вытеснили десятки тысяч мусульманских и хорватских семей из городов и деревень. Сделано это было, чтобы освободить землю для исключительно сербских поселений.
В какой-то момент силы, которыми командовал Младич, контролировали три четверти боснийской территории. Прокурор Десмонт Грум, рассказывая о тех событиях, показывал на суде карты и таблицы – он хотел наглядно продемонстрировать, как командиры боснийских сербов хотели перекроить демографию региона.
Младич, одетый в синий гражданский костюм, спокойно смотрел на обвинителей, которые вменяли ему массовое убийство людей. По словам Грума, к тому моменту, как Младич и его солдаты уничтожили тысячи мусульман в Сребренице, они уже были мастерами в искусстве убивать.
Расправа в Сребренце случилась в июле 1995 года. Городок тогда охраняли несколько сотен голландских миротворцев, которые должны были следить там за безопасностью. Но против группировки Младича они ничего не смогли предпринять, как не смогли остановить и убийство мусульман.
В распоряжении гаагского трибунала есть видеозаписи, на которых видно, что Младич был в Сребренице в дни расстрелов. Суд также располагает спутниковыми снимками той местности – на них видны массовые захоронения. Число убитых достигло 8005 человек, их останки до сих пор выкапывают из-под земли. И свыше 6000 тел уже опознаны благодаря экспертизам ДНК.
Но самыми невероятными свидетельствами военных преступлений на суде стали дневники самого Ратко Младича. На протяжении многих лет они были замурованы в стене в доме Младича в Белграде, где он жил в конце 1990-х. Это военные отчеты, где говорится все о важных встречах и решениях – всего в этих материалах около 4000 страниц. Там же, в тайнике, следователи нашли записи бесед и телефонных разговоров, которые тоже будут присоединены к делу Младича.
Несколько бывших союзников командира боснийских сербов уже сидят в тюрьме – они оказались в руках трибунала раньше, и их дела были проще. Во время этих разбирательств прокуроры и судьи уже ознакомились со свидетельствами против Младича, потому что он тоже фигурировал в материалах следствия. С такой доказательной базой обеспечить обвинительный приговор Младичу вряд ли составит труда.
Самая сложная задача – это сделать процесс быстрым, чему сам подсудимый хочет помешать.