Почему Россия защищает Сирию в Совбезе

07/02/2012 - 15:16 (по МСК) Егор Низамов
Поддержать ДО ДЬ
Главная новость последних дней – это провал резолюции Совета безопасности ООН по Сирии. Хотя Россия и Китай уже давно угрожали ее заблокировать, другие участники Совбеза убрали оттуда, казалось бы, все спорные моменты, но все равно не угодили Москве и Пекину.
С самого начала резолюция Совета безопасности, которую подготовили Марокко и Франция, была очень жесткой. В ней предлагались новые санкции против Дамаска, запрет на торговлю оружием с ним, но главное, что там был призыв к президенту Башару Асаду передать всю власть своему заместителю.
По требованию Кремля все эти пункты выкинули из резолюции прямо перед голосованием. За нее высказались все члены Совбеза, кроме двух – России и Китая. Зарубежные дипломаты явно были разочарованы. Постпред Франции назвал день заседания «грустным днем для сирийцев и для всех друзей демократии». Уильям Хейг, глава британского МИДа, сказал, что Москва и Пекин «бросили в беде сирийский народ, поощряя новые убийства».
А Сьюзан Райс, которая представляет США, вообще заявила, что Россия и Китай «прикрывают абсурдными аргументами и пустыми словами свои корыстные интересы».
Но ничего не поделаешь. О резолюции уже можно забыть. Поэтому Соединенные Штаты, страны Европы, арабские государства и Турция стали раздумывать над тем, как действовать в обход Совета безопасности.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон предложила создать международную коалицию друзей демократической Сирии. И там уже между собой решать, какие санкции применять к Башару Асаду, как перерезать ему доступ к деньгам и к оружию и как помогать сирийским повстанцам.
Турция, к примеру, предлагает ввести буферную бесполетную зону над пограничными сирийскими областями. Там уже давно нашли себе убежище боевики Свободной сирийской армии. Но их там никто не защищает, а в буферной зоне они смогут рассчитывать на боевую поддержку. Турция, понятное дело, в одиночку на это не пойдет, поэтому она ждет отмашки от ООН.
На сторону повстанцев готовы встать многие страны, но никто еще не готов отправить свои войска в Сирию. Хотя власти Катара, например, уже не раз говорили о том, что пора устроить миротворческую операцию. В ближайшее время она вряд ли случится, потому что сирийским повстанцам доверять так же сложно, как сирийским властям.

Если вы помните, кто такие ливийские повстанцы, то можете представить себе и сирийских мятежников. Это такие же обычные люди – в прошлом врачи, учителя, госслужащие – которые объединились с дезертирами и основали свое полупартизанское движение. 

Они назвали это движение Свободной армией Сирии, но на самом деле это никакая не армия. А скорее сеть небольших группировок, которые сражаются с войсками Башара Асада как могут. У них, по словам экспертов, нет единой вертикали командования. Есть только один идеолог движения – бывший полковник сирийской армии Рияд Асад. Он никак не связан с президентом, фамилия у него пишется иначе и даже читается немного по-другому, как «Асаад». Считается, что он руководит своими подразделениями из Турции.

Вчера полковник Асад заявил агентству Associated Press, что после голосования в Совбезе ООН у его людей не осталось выбора, и теперь они будут пытаться свергнуть правительство силой. Сделать это будет непросто – накануне сирийские войска разбомбили мятежный город Хомс с помощью артиллерийских снарядов. И как сообщают оттуда, только за один день в этом городе погибли свыше двухсот человек. Повстанцы ответили на это вылазкой недалеко от турецкой границы, убив 28 солдат.
Оружие боевики покупают, как правило, на внутреннем рынке Сирии и в соседних странах вроде Иордании, Турции, Ирака и Ливана. А деньги на это им готовы предоставлять нефтяные монархии Аравийского полуострова, которые Сирию воспринимают только как марионетку Ирана, и значит, как своего врага.
После провала резолюции в ООН эти страны, возможно, будут сами поставлять оружие сирийским повстанцам – причем уже не скрывая своей поддержки. Как это происходило в Ливии, например. Но там хоть было более или менее ясно, кто за что сражается и кому подчиняется. А в Сирии мятежники ведут скрытный бой и пока не заявляли о том, что власть захватывать не собираются. Если им удастся свергнуть Башара Асада, никто не знает, чем это закончится. Станут ли они подчинятся оппозиционному правительству или захотят сами править? Будут ли они бороться за влияние в стране или сложат оружие?
Ответов на эти вопросы никто не знает, но известно, что среди повстанцев многие стоят на стороне исламистов. Например, из сирийского движения «Братьев-мусульман». И какая у них политическая программа, неизвестно. Тем не менее, Соединенные Штаты и многие арабские страны уже настолько разочаровались в президенте Башаре Асаде, что готовы финансировать любых его противников.

Когда постпред США в ООН Сьюзан Райс сказала, что у России есть свои корыстные интересы в Сирии, она не стала скрывать, что имеет в виду. Она тут же уточнила, что речь идет о поставках вооружений в Дамаск. И Москва не скрывает, что продолжает продавать Сирии свое вооружение даже когда там идет гражданская война.
О последней крупной сделке написала газета «Коммерсантъ», это было 23 января. По этому контракту Дамаск покупал 36 боевых самолетов Як-130. Источники газеты назвали сумму сделки – 550 миллионов долларов и сказали, что первая партия отправится в Сирию, как только будет внесен аванс.
Поскольку эмбарго на поставку вооружений в отношении Дамаска нет, Москва не стала опровергать эту информацию. Министр иностранных дел Сергей Лавров сказал, что ничего противозаконного тут нет, и Россия просто выполняет свои международные обязательства.
Из других крупных контрактов можно вспомнить договор о поставке 24 истребителей МиГ-29М, восьми дивизионов комплексов ПВО, и ракетных комплексов со сверхзвуковыми крылатыми ракетами «Яхонт», которыми с берега уничтожают корабли.
Россия когда-то продала Сирии 36 зенитных ракетных комплексов "Панцирь-1С", а еще помогла Дамаску модернизировать весь его парк танков Т-72, которые иногда можно увидеть на улицах сирийских мятежных городов.
При этом министерство обороны настаивает, что сирийских оппозиционеров не убивают из российских автоматов. Заместитель министра обороны Анатолий Антонов недавно так и сказал: «Я бы воздержался от заявлений, что демонстрантов убивают российским стрелковым оружием. Если автоматы Калашникова в этих целях и использовались, то это, очевидно, было контрафактное оружие».
Сирия не только один из крупнейших покупателей российского оружия, она еще и едва ли не единственный военный партнер в Средиземном море, если не считать стран СНГ. В сирийском Тартусе находится стоянка ВМФ России, которую Москва, видимо, не хочет терять. А если к власти в стране придут повстанцы, то ни о каком сотрудничестве с Кремлем даже речи не будет. Завтра в Дамаск собирается лететь Сергей Лавров и директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков. Что они собираются обсуждать с Башаром Асадом, неизвестно. Но они, видимо, постараются договориться, чтобы российские интересы не пострадали – даже если Асаду суждено проститься с властью.

Также по теме
    Другие выпуски