Пакистан на грани военного переворота
В ядерном Пакистане, север которого не подконтролен никому, кроме талибов, ситуация близка к смене власти. И, похоже, на стороне тех, кто жаждет военного реванша, еще и пакистанский суд.
Сегодня Верховный суд страны заслушал показания премьер‑министра Пакистана Юсуфа Раза Гилани по делу о коррупции в высших эшелонах власти. Главный вопрос, который судьи задали Гилани, почему тот не выполнил принятое ранее решение Верховного суда и не объявил о возобновлении уголовных дел о коррупции, которые были прекращены в 2007 году. Эти уголовные дела касаются многих высокопоставленных чиновников, в том числе и действующего президента Асифа Али Зардари. Правда, его по закону не могут осудить. Вот и премьер страны – соратник Зардари – отверг сегодня все обвинения в том, что он демонстрирует неуважение к суду и объяснил, что президент имеет иммунитет от любого судебного преследования согласно Конституции Пакистана.
Сейчас в стране растет недовольство действующей властью и коррупционное дело лишь подливает масла в огонь. В последние месяцы в стране нарастает политический кризис. Но если раньше недовольство Зардари и Гелани выражали в основном военные, то теперь особенно ухудшились и без того не радужные отношения властей Пакистана с ястребами после уничтожения в мае прошлого года на севере страны главы Аль Каиды Усамы бин Ладена. Однако военные не любили Зардари все время его правления, слишком уж велика их привязанность к бывшему президенту страны Первезу Мушаррафу.
Именно возвращения Мушаррафа и предрекают в пакистанской элите в самое ближайшее время. Сам экс‑президент, живущий сейчас между Дубаи и Лондоном, вовсю готовится к триумфальному приезду на родину и едва ли не военному перевороту. И у него есть на то все шансы.
На прошлой неделе Мушарраф пообещал, что в конце января вернется на родину, несмотря на два возбужденных против него уголовных дела. Власти страны заявили, что арестуют его прямо в аэропорту, но он, видимо, этого не боится. Сейчас у самих властей такой же шанс сесть в тюрьму.
Мушарраф обратился из Дубаи к своим сторонникам через видеомост. Заявил, что действующая власть в стране сильно ослаблена. И пообещал, что армия его по‑прежнему поддерживает. В 2008 году смещение Мушаррафа с поста президента стало возможным только потому, что он потерял поддержку не только населения, но и большинства армейской верхушки. Сейчас эта верхушка снова на его стороне.
К тому же Мушарраф в последние дни активно возрождает и старые связи с американским руководством – формальной поддержкой Вашингтона он пользовался все годы у власти в обмен на доступ к северным провинциям. Всеобщие выборы в Пакистане намечены на 2013 год, но ход событий может потребовать их проведения гораздо раньше.