Оружие, кокаин и марксизм: колумбийские повстанцы FARC устали от войны и поехали в Осло

18/10/2012 - 20:43 (по МСК) Егор Низамов
Как колумбийские повстанцы стали торговать кокаином и пошли на мировую.
Со стороны, может, так и не скажешь, но в Колумбии постоянно идет война. Уже три поколения застали эту войну, и растет четвертое. По сути это гражданская война. С одной стороны – мятежники-марксисты, с другой – правительственные силы.
Колумбийские повстанцы называют себя группировкой FARC. Эта аббревиатура из слов «Революционные вооруженные силы Колумбии». Тут нет никакого преувеличения: FARC это действительно настоящая армия, в ней сейчас 9000 человек. Но еще десять лет назад их было в два раза больше. А когда-то FARC действовали почти на всей территории Колумбии. Но им так и не удалось завоевать власть. Хотя всегда боевики этой армии ставили перед собой только одну цель – свергнуть империалистов и построить государство по заветам Маркса, Ленина и Симона БолИвара. Катя Базанова расскажет о лучших временах этого движения.
Катя Базанова: Движение FARC родилось у подножья Анд, в небольшом поселке под названием ГаитАна. В начале 60-х годов эта местность контролировалась отрядами вооруженных крестьян (по разным подсчетам их было от 30 до 40 тысяч человек). Оружие у повстанцев осталось после 10-летней кровопролитной гражданской войны. Либералы и консерваторы тогда только помирились, наконец-то поделив власть. Крестьяне, которые кроме разрухи и смерти близких, ничего не получили по итогам войны, в новой правительство не верили. Поэтому у подножья Анд прокоммунистически настроенные повстанцы и основали свою маленькую республику. Она объявила о независимости от Боготы и получила называние Marquetalia.  Чтобы вернуть контроль над территорией,  в 1961-ом году из столицы к Андам была отправлена многотысячная карательная экспедиция. Военные использовали не только отлично вооруженную пехоту и артиллерию, но и авиацию. Республика Marquetalia пала, но ее жители не были побеждены. Повстанцы с семьями ушли в горы. Так и появились Fuerzas Armadas Revolucionarias de Colombia – Революционные вооруженные силы Колумбии. У них было два отца-основателя.  Крестьянин и участник гражданской войны Педро Антонио Марин, который превратиться в легендарного команданте Мануэля Маруланду. В 2006 году за его поимку Вашингтон предлагал 5 миллионов долларов. Маруланда умер в 2008 году своей смертью, от инфаркта. Второй лидер – в прошлом клерк, военный, член Коммунистической партии Колумбии, интеллектуал Луис Альберто Морантес Хаймес. Он говорил на нескольких иностранных языках, в том числе на русском.  Большой поклонник Эрнесто Че Гевары, он создал идеологию FARC, а сам превратился в команданте Хакобо Аренаса. В конце 80-х он был яростным сторонником идеи перемирия с правительством, но умер от сердечного приступа. А в 1982 году руководство  FARC приняло судьбоносное для движения решение. Команданте решили подержать выращивание коки.
Предшественник Хуана Сантоса на посту президента – человек по имени Альваро Урибе, правил страной с 2002-го года. И за время своего правления он смог отвоевать у боевиков FARC почти всю территорию страны. Все эти годы он осваивал деньги американского правительства, которое помогало Урибе бороться с повстанцами. США потратили не меньше 7 миллиардов долларов на эту кампанию. Благодаря этому Колумбия хорошо вооружила армию и к тому же смогла щедро награждать боевиков – тех, что сдавали властям командиров.
Кампания Альваро Урибе оказалась очень успешной. В 2008-ом его войска совершили налет на лагерь FARC, не замечая того, что он находится на территории соседнего Эквадора. Один из лидеров движения Рауль Рейес был убит. Не прошло недели, как еще одного главаря мятежников, Ивана Риоса, застрелили его же охранники. В качестве доказательства они принесли его отрубленную руку. И, по слухам, получили за предательство миллион долларов. В тот же год скончался Мануэль Маруланда – человек, который основал FARC почти пятьдесят лет назад.
За последние два года FARC лишился еще нескольких командиров. А кто не погиб, тот сидит в тюрьме – так что вопрос животрепещущий. С кем заключать перемирие? И как удостовериться, что люди, сидящие напротив за столом, представляют все движение, а не отколовшийся отряд пессимистов?
Раньше, чем переговоры закончатся, мы этого, вероятно, не узнаем. Почти все держится в секрете. Где пройдет встреча, не раскрывается. Во сколько она начнется, тоже никто сказать не может. Зато известно, что в ней примет участие голландка Таня Неймейер – на этом настаивали сами повстанцы. Неймейер их давняя боевая подруга. Во время переговоров колумбийское правительство пообещало не арестовывать ее, хотя Неймейер обвиняют в похищении людей – когда-то излюбленного занятия боевиков, которое приносило им большие деньги. Чем выпускница Гронингенгского университета заслужила уважение повстанцев, узнаем у Кати Базановой.
Катя Базанова: Сейчас голландке Тане Неймейер 34 года. На родине в университете она изучала испанский язык и литературу, на старших курсах увлеклась левыми идеями. В своей дипломной работе она писала про историю создания FARC. В 2000-ом году Таня впервые приехала в Колумбию. Она участвовала в гуманитарных программах помощи бедным крестьянам. В 2002-ом Таня решила окончательно переехать в Колумбию. Родители и друзья были против, но Неймейер не только вернулась в Латинскую Америку, но и предложила боевикам FARC свои услуги переводчика. Мировая пресса заговорила о голландке в 2007-ом. Тогда во время операции колумбийской армии в сельве против повстанцев был найден обгоревший дневник. В нем некая «Элена»  на испанском, голландском и английском рассказывала о своей жизни с повстанцами и жестко критиковала их руководство. Тогда появилась «легенда», что Таня была похищена партизанами, и что ее жизни угрожает опасность. После  публикации дневников Неймейер, чтобы загладить свою вину, долгое время выполняла в лагере самую грязную работу. А чтобы развеять миф о похищении снялась в пропагандистком фильме FARC.
Таня Неймейер: Колумбийские армия и правительство все еще пытаются доказать, что я была похищена. Они  хотят прийти сюда и освободить меня. Мы здесь, тем временем, получили автоматы, мины  и гранатометы. Я боец Революционных вооруженных сил Колумбии. И так будет, пока мы не победим или не умрем.
Таню с 2010 года разыскивают не только власти Колумбии, но и США. По данным  Вашингтона, в 2003 году она вместе с другими боевиками участвовала в похищении троих американцев. Они провели в плену пять лет и были освобождены колумбийскими военными.
Когда колумбийские войска напали на лагерь мятежников в Эквадоре, они там нашли много интересного -- компьютеры, бумаги, документы. И после этого заявили, что там же были четкие и неопровержимые свидетельства того, что FARC воевали на деньги Уго Чавеса. Правда это или нет, так никто и не узнал. Никаких формальных обвинений против Чавеса выносить не стали. В тот же год венесуэльский президент заявил в своей программе "Ало, президенте!", что времена партизанской войны прошли. Эти слова явно предназначались колумбийским боевикам, и с тех пор дела у них пошли совсем плохо. На переговорах в Осло FARC не смогут говорить с позиции силы. Но и уступать они не намерены. Заключить перемирие наверняка будет так же непросто, как добиться победы на поле боя. Мы с Катей на этом с вами прощаемся, а напоследок посмотрите, как поет Таня Неймейер в колумбийских джунглях. 
Также по теме
    Другие выпуски