Кто качает иракскую нефть
Многие из тех, кто выступал вчера на багдадской церемонии, говорили о победе – то есть об успехах американских солдат и о том, как народ Ирака сбросил с себя бремя диктатуры. И встал на путь демократических перемен.
Но даже обстановка, в которой проходила церемония, напоминала о том, что с безопасностью в стране еще не все в порядке. Гостей собрали на хорошо охраняемой территории аэропорта. Она окружена высоким бетонным забором, который должен защищать от взрывов. А на стульях участников церемонии, где почти не было иракцев, лежали бумажки с указанием имени и номером бункера. Чтобы в случае атаки все знали, где искать укрытия.
Теракты в Ираке не утихают, и, если не считать самих иракцев, то этим больше всего обеспокоены владельцы иностранных нефтяных корпораций. Они за свой счет восстанавливают инфраструктуру, вкладывают большие деньги, но чувствуют, что правительство не может гарантировать безопасность.
Это стало очевидно, когда представители американской ExxonMobil, итальянской Eni, британской BP и российского ЛукОйла отказались от участия в конференции в нефтяном городе Басра. Их напугала серия взрывов в Багдаде и вокруг него, которая унесла 25 жизней.
Во вторник какие-то боевики подорвали трубопровод на юге страны, и BP пришлось прекратить добычу. Но даже несмотря на плохую обстановку с безопасностью, нефтяные компании полны решимости разрабатывать иракские ресурсы. Во-первых, потому что их очень много. Только по доказанным запасам Ирак занимает четвертое место в мире. Во-вторых, потому что добывать нефть в Ираке сравнительно просто и обходится это в копейки. А продается она по высокой цене, поскольку качественная.
Из-за этого распространилось такое предположение, что добыча иракской нефти приносит гигантские прибыли. Но это миф. Как и рассказы о том, что вся эта нефть принадлежит американцам, и свержение Саддама Хусейна США затеяли специально, чтобы завладеть черным золотом. Даже если такой план существовал, он провалился. Три года назад правительство Ирака пыталось заключить краткосрочные контракты с американскими компаниями Chevron, Shell и ExxonMobil. Без всякого тендера. Но против этого восстали члены иракского парламента, которых поддержали многие конгрессмены из США.
Иракскому правительству пришлось проводить аукционы. И большую часть месторождений получили вовсе не американские корпорации. Их поделили между собой китайская China National Petroleum, итальянская Eni, малазийская Petronas, британская BP, норвежская StatOil, российские гиганты Лукойл и Газпром и другие.
Единственная американская компания, которая получила доступ к иракской нефти, стала ExxonMobil. Она вместе с BP разрабатывает месторождение Западная Курна на юге Ирака. Когда проводили аукцион в 2009 году, все эти компании рассчитывали получать где-то $20 за каждый добытый баррель.
Ведь они вкладывают в строительство предприятий огромные деньги. Но власти Ирака на это не пошли – они предложили максимум $5 вознаграждения. Ведь они вкладывают огромные деньги в обеспечение безопасности. Но сейчас, когда американские войска покинули Ирак, нефтяные корпорации опасаются, что за безопасность персонала им придется отвечать самим.