Китайские чиновники пьют слишком много водки
Проблема с напитком заключается в том, что его производят только на одной фабрике в провинции Гуйчжоу. Считается, что только там горная вода обладает всеми необходимыми свойствами. Остальные напитки под этим брендом – подделки. Но единственный производитель в последнее время перестал справляться с бешеным спросом на продукцию, и поэтому цены начали расти. Если, скажем, года три назад за бутылку «Маотай» просили 80 долларов, что по китайским меркам совсем немало, то сейчас розничная цена может достигать 300 долларов.
Естественно, многие этим недовольны. Раньше «Маотай» считался народным напитком, а сейчас превратился в элитарный. И пару недель назад один из региональных партийных руководителей рассказал, почему цены так быстро взлетели. В принципе, это был не секрет, но интересно, что сами коммунисты в этом сознались. Все дело в том, что китайские чиновники слишком пристрастились к «Маотай», и поэтому закупали водку для банкетов целыми ящиками.
А поскольку деньги на это тратились бюджетные, то никто их особо не считал. Производитель и перекупщики поднимали цены все выше, а спрос чудесным образом не падал. И теперь некоторые финансисты считают, что в Китае надувается водочный пузырь, который может лопнуть.
«Маотай» продают на аукционах словно дорогое вино. Знатоки предпочитают водку розлива 1982 года – считается, что она самая вкусная. И торговаться начинают с цены примерно в три тысячи долларов.
За бутылку «Маотай» времен правления Мао Цзедуна – скажем, года 59-го, некоторые отдают целых 150 тысяч долларов. И эта цена со временем только вырастет. Многие в Китае рассматривают вложения в водку как выгодную инвестицию. Там уже появляются фонды, которые инвестируют деньги в спиртное и рассчитывают в будущем на этом заработать. Но при этом всем понятно, что высокие цены на «Маотай» это нонсенс, так что рынок в итоге может рухнуть. Справедливости ради, такие пузыри экономисты находят в китайской экономике регулярно, но далеко не все они в итоге лопаются. К тому же, кто не рискует, тот пьет.