Греция выбирает: медленное обеднение или быстрое банкротство

01/06/2012 - 18:48 (по МСК) Егор Низамов
Поддержать ДО ДЬ
Останется ли Греция в еврозоне, станет ясно через две недели. Это будет момент истины. Греки пойдут голосовать. И будут из двух зол выбирать меньшее. До сегодняшнего дня казалось, что победа в руках у левых радикалов, которые не хотят никаких европейских кредитов. И считают, что затягивать пояса вредно для экономики.

Останется ли Греция в еврозоне, станет ясно через две недели. Это будет момент истины. Греки пойдут голосовать. И будут из двух зол выбирать меньшее. До сегодняшнего дня казалось, что победа в руках у левых радикалов, которые не хотят никаких европейских кредитов. И считают, что затягивать пояса вредно для экономики.

Но внезапно выяснилось, что левые стали терять популярность. Судя по всему, греков запугали европейские чиновники. А также банкиры и финансисты, которые говорят, что без внешней поддержки греческая экономика долго не протянет. По последним опросам общественного мнения, левые в Греции начали отставать от консерваторов – то есть от тех партий, которые готовы выполнять все требования ЕС лишь бы их стране помогли расплатиться с долгами. Как только стало известно, что партия ПАСОК и ее партнеры могут победить на выборах, котировки на афинской бирже выросли на 6,5 процентов.

Ваня, вот скажи, действительно есть повод для такого оптимизма? Что, по-твоему, произойдет, если в Греции победят евроцентристы?

ВАНЯ: Оптимизм – это громко сказано, Егор. Скорее речь об облегчении – отскочили от края пропасти. Отделение Греции от зоны евро и дальнейший общеевропейский кризис уже назвали Еврогеддоном. В случае победы консерваторов риски будут заметно ниже. На первых порах они объявят, что программа экономии возвращается, Греция выполняет все необходимые условия. Но это на самом деле лишь отодвинет развязку – Греция, как ни экономь, не сможет самостоятельно расплатиться с кредиторами. Она вынуждена брать все новые и новые кредиты только чтобы платить проценты по долгу. Настоящий Еврогеддон все равно случится – вопрос когда. С консерваторами Греция будет агонизировать может быть не так мучительно, но долго.

ЕГОР: Подозреваю, что именно такого предсказуемого угасания греческой экономики и хотят в Брюсселе. Без всяких сюрпризов. Недавно глава Международного валютного фонда Кристин Лагард сказала в интервью, что греки должны сами себя спасти. Пусть они платят все налоги, сказала она. И когда у нее спросили, не настает ли своеобразный час расплаты для Греции, Лагард произнесла: «Именно так».

В ответ на эти слова греческий Удальцов, лидер местных левых радикалов Алексис Ципрас сказал, что его стране не нужно сочувствие. Именно Ципрас поведет леваков на выборах, и ему уже удалось стать очень популярной фигурой. Хотя опыта в правительстве у него нет никакого. На предыдущих выборах его движение Сирица получило второе место. Ципрас говорит, что все договора Греции с Европой это просто бумажки, и их можно разорвать.

Как думаешь, Вань, можно ли это считать решением? Скажем, если Греция откажется брать кредиты и расплачиваться по долгам – что произойдет с евроэкономикой?

ВАНЯ: Хуже всего конечно придется самим грекам – но о них как раз вряд ли кто-то сейчас думает - то, что сказала Лагард это по сути значит – сами виноваты.

Но если внезапный выход произойдет греки повторят подвиг Герострата – и навсегда войдут в историю как разрушители еврозоны. Вот отчет серьезного банка HSBC, посвященный возможному выходу Греции из Еврозоны. «Еще несколько лет назад лишь горстка инвесторов за пределами Афин следила за исходом парламентских выборов в Греции. Сейчас вся финансовая система затаив дыхание пытается угадать – что же будет 17 июня».

И здесь по сути два варианта. Худший вариант – Греция выходит. И тут – главный вопрос - смогут ли страны еврозоны безболезненно списать ее долги. Или начнется эффект домино: начнут разоряться банки, и потянут за собой экономику Европы. Но подробнее – в следующей части программы – поговорим – кому и сколько должна Греция.

Также по теме
    Другие выпуски