Курс «Новый человек». Лекция 6. Роман Лейбов. «Как информационные технологии изменили нашу жизнь»

23/07/2018 - 13:28 (по МСК)
Поддержать ДО ДЬ

История постсоветского общества в авторском курсе журналиста Дмитрия Бутрина «Новый человек».

Автор лекции — филолог Роман Лейбов

Родился в 1963 году. В 1986 году закончил русское отделение Тартуского университета. В 1988 году — аспирантуру там же. В 1988–1993 годах — старший преподаватель кафедры русской литературы Тартуского университета. С 1993 года — лектор и с 2008 года — доцент кафедры русской литературы. Доктор филологии (2000). Один из пионеров Рунета. Автор гипертекстового интерактивного произведения «РОМАН» (октябрь 1995-го; программирование — Леонид Делицын и Дмитрий Манин) и интерактивной литературной игры «Сад расходящихся хокку» (с 1997-го, совместно с Дмитрием Маниным), «Страницы русского поэта А.С. Пушкина» (1999). В 1998–2000 годах вел еженедельную колонку «Бессрочная ссылка» в «Русском журнале». В 2000–2004 годах был там же редактором раздела «Net-культура». С 1999 года — главный редактор гуманитарного сайта Ruthenia. Первым начал вести «Живой Журнал» на русском языке в феврале 2001 года.

В чем специфика информационного взрыва 90-х?

Мы живем в ситуации, когда огромное количество скрытой раньше информации теперь фиксируется, выставляется на всеобщее обозрение, и это производит впечатление — может быть, ложное — перепроизводства. Похожее случилось, например, когда в пятидесятые годы позапрошлого века сняли цензурные ограничения и потом чуть позже ввели гласный суд. У некоторых нервных наблюдателей, например у Федора Михайловича Достоевского, сложилось впечатление, что стало гораздо больше совершаться уголовных преступлений, при том что Федор Михайлович вообще-то, как человек, бывавший на каторге, приблизительно представлял себе, как обстоит дело.

То же самое мы видели в девяностые годы. Но сейчас мы немножко с другой вещью имеем дело. В нашей динамичной культуре, которая ориентирована на то, что мы не будем бережно хранить старые тексты, мы все же будем их хранить, но мы будем одновременно создавать новые. В 1990-е соотношение, условно говоря, важных, интересных, приятных, хороших текстов, сильных и слабых текстов было нормальное: немножко сильных и то, что в статистике называют длинным хвостом, — очень много слабых, и эти слабые тексты раньше просто умирали немедленно.

Также по теме
    Другие выпуски