Курс «Новый человек». Лекция 3. Леонид Десятников. «Судьба высокой культуры в постсоветскую эпоху»

23/07/2018 - 13:30 (по МСК)
Поддержать ДО ДЬ

История постсоветского общества в авторском курсе журналиста Дмитрия Бутрина «Новый человек».

Автор лекции — композитор Леонид Десятников

Родился в 1955 году. В 1978 году окончил Ленинградскую консерваторию. В 2009–2010 годах — музыкальный руководитель Государственного академического Большого театра России. Автор музыки к художественным фильмам: «Закат» (1990), «Подмосковные вечера» (1994), «Серп и молот» (1994), «Мания Жизели» (1995), «Дневник его жены» (2000), «Москва» (2000), «Олигарх» (2002), «Мишень» (2011) и др.

Что произошло с культурой?

Высокая культура в советское время была более структурирована, она держалась как бы отдельно от невысокой культуры, не было такого взаимопроникновения, которое есть сейчас. Но я не уверен в том, что это локальная ситуация; возможно, это мировая тенденция. В связи с возрастающей демократизацией всего на свете разные пласты культуры проникают друг в друга всё более интенсивно. Это хорошо описано у Пруста, кстати, как соединяются разные социальные группы.

Вот такая же история, по-видимому, произошла и с высокой культурой. Пельмени были замороженные, и, собственно говоря, благодаря этому они как-то функционировали, то есть геттоизация была очень строгая. Потом пельмени разморозились, наступила оттепель для пельменей. Эта история с пельменями описана у Сорокина; вернее, один из героев фильма, поставленного по его сценарию, использует эту метафору с размороженными пельменями, характеризуя нынешнее состояние общества.

Также по теме
    Другие выпуски