«Вокзал вместо храма». Почему России больше не нужна никакая идеология, объясняет Марат Гельман
Директор культурного центра в Черногории Марат Гельман объясняет, почему не стоит считать ошибкой отсутствие идеологии в России 90-х.
Леонид Яковлевич, с вашей точки зрения, ошибки какие-то в девяностые совершены были, и последствия их мы сейчас наблюдаем.
Гозман: Просто навалом.
Марат Александрович, с вашей точки зрения, нет.
Гельман: Нет, ну что значит, ошибки происходят каждый день, и злодейства даже происходят, не только ошибки.
Гозман: Все-таки масштабы злодейства меняются.
Гельман: Я хочу сказать, что касается, так, как ты сформулировала, что ошибка в том, что не было идеологии…
Да.
Гельман: Дело в том, что современное общество — это не храм, а вокзал, вот такой образ. В храм все приходят с одной целью, с одной идеей, и вот они куда-то идут, километры строить или в капитализм. А вокзал — это каждый, допустим, я лечу в Вену на выставку, вы летите в Екатеринбург к родителям, кто-то летит в отпуск. То есть вокзал один, мы все им пользуемся, у каждого своя задача, но при этом эта инфраструктура эффективно работает, живет, и вот это и есть образ сегодняшнего общества. Речь не идет, что у каждого из нас нет мировоззрения или идеи, куда двигаться, речь идет о том, что требование единой какой-то идеи, у государства должна быть, у всех должна быть одна идея, это конечно же является большой ошибкой само по себе. То есть современное общество — не храм, а вокзал, вот это я хотел сказать.
Фото: @teamnavalny