«Хотят судить мелкие преступления по шариату? Пусть судят по шариату!» Гаазе о том, что в России нужны компромиссные законы
Политолог Константин Гаазе рассказывает, какой он видит идеальную Конституцию России, нужна ли она вообще и почему надо создавать компромиссные законы.
Константин Гаазе: Я не считаю, что нужно всерьез задаваться задачей написания Конституции, которая является демократическим обещанием. Я считаю, что нужно задаваться задачей написать Конституцию, которая будет фиксировать это государство в качестве набора компромиссов. Это может быть большой текст, это может быть маленький текст, это может быть десять текстов, это может быть пять текстов. Это может быть…
В Израиле нет Конституции как таковой, в Соединенном Королевстве нет Конституции. Это совершенно неважно. Важно, что мы а) должны избавиться от педагогической предпосылки; б) мы понимаем, что есть некоторый набор норм и правил, который сформулирован в международном праве и который нужно принимать. И принимать-то его нужно на самом деле не потому, что он нравится или не нравится, потому что это выгодно, потому что страны, которые торгуют, не воюют. И так далее, и так далее.
А в-третьих, все остальное ― это должен быть очень нехороший компромисс. То есть если Рамзан Кадыров хочет получить на законных основаниях все то, что он имеет на основаниях как бы полузаконных, квазизаконных, он должен иметь на это право, Чеченская республика должна иметь на это право. Если там мелкие преступления они хотят судить по шариату, пусть они судят их по шариату, я не вижу в этом никакой проблемы.
Проблема как раз состоит в том, что мы больше не можем вменять некоторое движение из точки А в точку Б в качестве полетного задания нации. Мы должны как бы пытаться, исходя из того, как эта нация сложилась, зафиксировать это наиболее уязвимым для всех способом. То есть это должна быть Конституция, где у всех простреленные позиции, у всех, ни у кого нет хороших ходов. Ни у кого нет возможности не то что доминировать, а самостоятельно, значит, пройти через каденцию или еще что-то.