«Меня народ избрал, пусть он и потребует моей отставки, пусть меня осуждает, пусть на площади застрелит»: речь Никола Пашиняна

25/02/2021 - 20:34 (по МСК)
Поддержать ДО ДЬ

В Армении разгорается новый политический кризис. 25 февраля в Ереване прошло сразу два митинга — за и против премьер-министра Никола Пашиняна. Все началось с заявления премьера о неэффективности российских «Искандеров», которые «не взорвались или взорвались лишь на 10%». Замглавы Генштаба Тиран Хачатрян раскритиковал премьера за эти слова, назвав их «несерьезными». После этого он был уволен. В ответ на это Генштаб призвал правительство и премьера уйти в отставку. Это заявление Пашинян назвал попыткой военного переворота, потребовал уволить главу Генштаба Оника Гаспаряна и призвал сторонников выйти на митинг. Дождь публикует речь Пашиняна перед сторонниками.

Им [военнослужащим] нужно сейчас вернуться на свою службу, вот наше четкое требование. Но я хочу еще раз напомнить, что изменилось в отношениях правительства и вооруженных сил. Правительство ничего не жалело для вооруженных сил. За 2019 год мы потратили на 50 миллиардов драмов больше для нужд армии, мы повысили зарплату всех офицеров, всех договорных служащих армии. Мы это сделали, чтобы уверенно сказать, что высоко ценим службу нашей армии. Но нельзя скрывать тот факт, что, к сожалению, до сих пор в армии есть власть, которая долгие годы обогащалась за счет армии, и эта власть должна непременно уйти.

Что случилось? Они на площади пытаются меня обвинить в предательстве. Но сегодня здесь на площади столько народу. Получается, они все предатели? <…> Сейчас я объясню, что значит предательство — когда так называемый кандидат от 17 партий говорит, что еще в октябре звонил в армию, говорил что нужно стремиться к власти. Они постоянно призывали бороться не против турок, а против собственного народа.  Вот что произошло. <…>

Те, кто сейчас выходят на другую площадь, это те, кто разбогател за счет армии, о ком они сейчас смеют говорить и кого смеют обвинять в предательстве. Тот, кто крал хлеб у солдата, сегодня обвиняет в предательстве тех, кто организует лучшие условия для солдат. Но это не означает, что я пытаюсь перекладывать свою ответственность на кого-то другого. Они уже два года обвиняют нас в сдаче земель, но всего пару дней «отверженный» (речь, вероятно, идет о бывшем президенте Армении Серже Саргсяне — прим. Дождь) с гордостью публично говорит, что он соглашался сдать семь районов Азербайджану. Так если вы уже давно все решили и вели переговоры к этому, сегодня публично признаете это и считали, что это правильное решение, почему же вы нас обвиняли в сдаче земель? Могли бы выступать с открытыми письмами, сказать: идите подпишите эту бумажку. Мы говорили, что готовились защищать нашу страну, наше достоинство, нашу родину. И мы опирались на армию. Мы доверяли армии. И мы сегодня тоже верим в армию. Я уверен, что офицеры, солдаты, их родители и народ не допустят вовлечение армии в политические процессы.

Что же я думаю в итоге: давайте признаем, что у всех у нас поствоенный стресс и народ устал от этих продолжающихся нестабильностей. Власть народа не должна быть под сомнением в нашей стране. Службе национальной безопасности необходимо приостановить всевозможное насилие и провокационные попытки вовлечения страну в гражданскую войну.

Как вы считаете, после войны я не думал над тем, что мне нужно уйти в отставку? Я хочу быть честным с вами. Я думал над этим, много размышлял, но я говорил одну вещь: я стал премьер-министром не по собственной воле. Народ решил, что я должен стать премьер-министром Армении и народ должен решить вопрос моей отставки. И мы решили предложить парламенту провести внеочередные выборы. С какой целью мы это хотели? Чтобы народ наконец-то сам установил свою власть, не выбирая меня. Но 17 партий отказались от этого предложения, говоря, что нет, не народ должен решить, а 17 партий и представители элиты должны собраться и решить, кто станет премьер-министром. Мы сказали, что не допустим этого. 

Я два дня назад тоже сказал во время интервью, что мы не категорично отказываемся от выборов. Мы могли бы решить единолично и пойти на эти выборы. Но эти политические силы говорят «о как хорошо что будут выборы, 2000 избирательных участков» <…> . Каждый второй из них требует моей отставки. Это нормально, пусть требуют. Но меня-то народ избрал, пусть он и потребует моей отставки, пусть народ меня осуждает, пусть народ меня на площади застрелит. Народ!

Помните, еще с 9-го [ноября] ходили слухи, якобы премьер убежал, семья премьера скрылась, премьер готовит самолет, чтобы убежать? Сегодня все члены моей семьи, кроме самых младших Арпи и Шушан, со мной здесь. Вы можете осуждать нас сколько хотите. Возможно, мы тоже ошибались. <…>

Хочу объяснить, почему так вышло. Не по той причине, что мы были глупы. Когда мы совершали революцию на этой площади, мы говорили, что это революция любви и солидарности. И мы говорили всем, что у всех должен быть шанс. Но все ударяли нам в спину. Судьи ударяли в спину, государственные служащие ударяли нам в спину. Кто как мог ударял нам в спину и ставил нам подножки. И во время войны они каждый день мечтали о нашем поражении, чтобы 9-го числа зашли в это здание [парламента] и взяли власть народа в свои руки. Мы мечтали о победе и делали все, чтобы его достичь. Они все делали для поражения, потому что в своем сознание они уже потерпели поражение, они потерпели поражение уже на бумаге. Потому они распространяли слухи среди солдат, что земли сданы, всё уже решено. За что вы воюете? Убегайте отсюда. И вот те, кто убежал, пришли и штурмовали здание правительства. Вот правда. Но мое предложение до сих пор в силе. Я все еще предлагаю парламентским силам — давайте назначим день и время выборов. Ладно, давайте начнем консультации по этому поводу.

Но следующий шаг, связанный с вооруженными силами. Нужно мирно решить это вопрос. У меня сегодня был телефонный разговор с президентом республики и сказал ему, что он должен подписать представленное мной ходатайство [об отставке главы Генштаба Оника Гаспаряна]. Если президент не подпишет его, тогда что, он присоединиться к государственному перевороту? Очень простое решение.

И второй выбор следующий. Оник Гаспарян, которого я назначил на пост главы Генштаба Вооруженных сил, которому я присудил звание генерала лейтенанта, которому я присудил звание генерала полковника, которому я на 100% доверял во время войны… Сейчас я оглядываюсь назад и осознаю, что во многих случаях я ошибался в доверии. Пусть он сейчас подаст в отставку. Либо президент подпишет приказ, либо Оник Гаспарян сам объявляет о своей отставке. И политические силы приходят к переговорам. <…>

Сейчас на другой площади наши братья требуют отставки. Хочу сказать, что в Армении у нас нет врага и противника. Все наши братья и сестры. Кто-то хочет столкновений. Такого не будет. Я не считаю людей на другой площади предателями. Армения — демократическая страна и воля народа должна уважаться и реализовываться. Смена власти должна произойти только выборами, внеочередными или нет — это мы решим.

Сегодня отсюда я хотел сказать… Во-первых, солдаты, офицеры, генералы, приказываю, занимайтесь вашей службой. Я решил, [что] Оник Гаспарян уходит в отставку. Другого выбора нет. Следующее. Я призываю все политические силы прекратить все митинги. <…> Если вы будете продолжать митинги, мы также будем. Будете переходить за черту политическими заявлениями, вас просто арестуют по закону.

Давайте договоримся: по вашему желанию мы сегодня снимаем вопрос о внеочередных выборах и я ожидаю, что президент страны подпишет указ об увольнении главы Генштаба или Оник Гаспарян сам заявит о своей отставке. И с политическими силами я начну консультации по решению этого вопроса, конечно, считаясь с вашим мнением. Мы не уступим власть коррумпированному режиму.

Конец бархату! Я знал, что вы больше всего хотели услышать это. Но что означает «конец бархату»? Это утверждение закона! И сегодня народ собрался, потому что знает, что причина нашего поражения это те, кто долгие годы грабили  народ и вооруженные силы. Они тоже знают, что это основное требование народа. Хотят заверить нас, что мы тоже коррумпированные, что мы тоже грабители. Мы отрежем себе руки, но не украдем ни копейки у народа, ни имущество народа и родины. Потому что этим поставим крест на смысле нашего существования. Так конец бархату! Конец бархату! Конец бархату!

Тогда мы продолжаем акцию следующим образом: по улице Тигран Мец мы идём на шествие и показываем свою решительность. Во-первых, мы стоим рядом с армией и армия стоит рядом с нами. Во-вторых, народ знает почему мы потерпели поражение и народ ожидает одного. И хочу извиниться, что не реализовал это ожидание, что мы постоянно говорим «конец бархату», но так и не делаем этого, но сегодня наша акция дошла до этого. Так конец бархату! Конец бархату!

Гордые граждане Армении, люблю всех, горжусь всеми вами. Конец бархату! У грабителей народа больше нет пути назад! Люблю всех, горжусь всеми, преклоняюсь перед всеми вами. Вечная слава павшим героям. Преклоняюсь перед всеми семьями. Надеюсь, они простят нас. Но для того, чтобы они нас простили, они хотят, чтобы Армения была такой родиной,  чтобы кровь наших детей и сынов не была пролита зря.

Да здравствует свобода, да здравствует Республика Армении, да здравствует Арцах, да здравствуем мы и наши дети, которые будем жить в сильной, могущественной, гордой Армении. Спасибо!

Также по теме
    Другие выпуски