«Грубый пасквиль на российский народ»: почему «Смерть Сталина» неожиданно отменили и при чем здесь медвежонок Паддингтон

23/01/2018 - 22:28 (по МСК) Дарья Жук, Павел Лобков
Поддержать ДО ДЬ

Смерть Сталина отменить! Британская черная комедия о последних днях диктатора уже стояла в расписании кинотеатров, прошли закрытые показы, и вдруг, как по команде: яростные протесты общественности под руководством некоего общественного совета при Минкульте, органе в высшей степени рекомендательного. Но министерство Мединского тут же отреагировало на просьбы перенести фильм пока не пройдут торжества по поводу годовщины Сталинградской битвы, якобы это оскорбит чувства ветеранов. Ведомство пошло еще дальше — прокатная лицензия была просто отозвана бессрочно на основании того, что были выявлены «материалы, содержащие информацию, распространение которой запрещено законодательством Российской Федерации». О спешном решении Минкульта — в материале Дарьи Жук. Кинообозреватель Стас Тыркин также вышел на прямую связь со студией Дождя, чтобы прокомментировать поступок ведомства, а также выдвижение на «Оскар» фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь».

Фильму про медвежонка Паддингтона, за чью судьбу всю прошлую неделю переживали всей страной, повезло больше, чем комедии британца Армандо Ианнуччи. Сегодня прокат фильма «Смерть Сталина» запретили на родине вождя.

«Фильм "Смерть Сталина" направлен на возбуждение ненависти и вражды, унижение достоинства российского (советского) человека, пропаганду неполноценности человека по признаку его социальной и национальной принадлежности, а это признаки экстремизма».

Это цитата из послания минкультовских юристов Владимиру Мединскому. Их гнев, номенклатурно оформленный в письме, запустил мгновенную цепную реакцию. Еще вчера вечером в Министерство культуры позвали депутатов и кинематографистов, чтобы посмотреть и обсудить «Смерть Сталина».

Маршала Жукова в фильме сыграл Джейзон Айзекс. Российскому зрителю он известен как Люциус Малфой из «Гарри Поттера»  или Джеймс Мэттью Бэрри из «Питера Пэна». Документалиста Сергея Мирошниченко больше всего возмутила именно игра Айзекса.

«Он выписан просто как полный идиот. Я читал его воспоминания. И знаю людей, которые его знали. Он точно не был дебилом, идиотом», — считает он.

После показа фильма в Минкульте некоторые депутаты и режиссеры попросили Владимира Мединского еще раз проверить фильм и не допустить его к прокату. Обращение подписали Никита Михалков, Игорь Угольник, Владимир Бортко и другие постоянные авторы подобных писем.

«Смерть Сталина» — экранизация французского комикса Фабьена Нури и Тьерри Робина. Это такая вольная интерпретация событий, происходивших после смерти генсека. Режиссера интересовала борьба за власть в окружении Сталина. Вот как сам режиссер объяснял свой замысел в интервью британским СМИ:

«Фактически, эта комедия — высмеивание истерии, которое вызывает у зрителя сильную психологическую реакцию. Надеюсь, смех вызывает именно то, как эти люди барахтаются, суетятся, из всех сил стараясь уцелеть, делают все, чтобы спасти свою шкуру и продвинуться по карьерной лестнице».

Утром эфир федеральных каналов и радиостанций наполнился яростью благородной, которая уже к обеду докатилась до кабинетов чиновников. Первый зампред комитета по культуре Елена Драпеко, в прошлом актриса считает, что фильм «Смерть Сталина» это «элемент информационной войны против России».

«Это грубый пасквиль на российскую действительность. Ну и в целом на российский народ», — заявила она.

В компании «Вольга», это она привезла фильм в России, рассказали: «Смерть Сталина» получила прокатное удостоверение еще 17 января, а премьеру планировали на 25 января. Но внезапно что-то пошло не так, и ее захотели еще раз посмотреть в Минкульте. Лиза Сурганова, главный редактор «Кинопоиска», как бы предчувствуя запрет проката, успела показать его пользователям своего ресурса.

«Мы вчера показывали фильм пользователям «Кинопоиска». Его встречали овациями, люди смеялись, люди совершенно не увидели в нем оскорблений, несмотря на то, чо это наши с вами соотечественники. Мне фильм очень понравился, в нем не нужно видеть какой то специальной попытки оскорбить Россию, или жителей России. И даже в общем, реальной отсылки к историческим событиям. Мне кажется, что фильм смешной. И он про очень многие вещи, про человеческий страх, борьбу за власть и на самом деле он просто построен на условном историческом сюжете и мог бы рассказывать про что угодно», — рассказала Сурганова.

Впрочем, в «Вольге» привыкли держать прокатные удостоверения под рукой — виновника главного киноскандала прошлой недели, медвежонка Паддингтона, в Россию привозила та же компания. Но, если за медведя из Перу вступился Медведев из Белого дома, то может быть и у «Смерти Сталина» найдется влиятельный заступник.

«Нужно иметь в виду, что фильмы про медвежонка Паддингтона и про Сталина выпускает одна и та же компания, "Вольга"», — заметил Стас Тыркин. «Паддингтона запрещали не потому, что он кому-то не угодил, а потому что следующий релиз компании – "Смерть Сталина"», — пояснил он. 

При этом кинокритик вспомнил замечание Алексанлра Пушкина о том, что произведение нужно судить только по тем законам, которые оно само над собой признает, а «в рамках комикса» (фильм «Смерть Сталина» основан на графической новелле) «там все близко к теме».

Тыркин также объяснил выдвижение «Нелюбви» на премию «Оскар» «универсальностью притчи Звягинцева». «Звягинцев — один из немногих, кто делает фильмы понятные международной аудитории. Фильм снят на современном международном киноязыке и я бы не стал приписывать успех «Нелюбви» политической позиции режиссера», — заключил он.

Другие выпуски