Глава группы «Ренова» Виктор Вексельберг подсчитал свои убытки от санкций США и выставил правительству счет на 5,5 млрд долларов. Среди пожеланий Вексельберга — запрет на импорт продукции Evian и Perrier, конкурирующих с входящей в «Ренову» компанией «Байкал холдинг». Чего еще хочет Виктор Вексельберг — в материале Маргариты Лютовой.
Инвестируйте в правду. Поддержите нашу работу и оформите платеж
Год назад Виктор Вексельберг на петербургском экономическом форуме модерировал встречу Путина с американским бизнесом и надеялся на явно мирное веское слово президента. Но вместо оттепели в отношениях с США наступила чуть ли не новая холодная война.
Геополитика впервые так сильно и прицельно ударила по карманам и большим бизнесам российских олигархов. А значит, впервые есть основания выставить государству счет — ведь именно оно навлекло на российский бизнес американские санкции. И хотя от действий российского государства бизнес — от крупнейшего до малого — страдает регулярно, столь внушительный счет вдруг пришел от одного из самых лояльных — от Виктора Вексельберга.
Теперь Вексельберг, который жертвовал миллионы на музей Фаберже, а также взялся за Фонд «Сколково», просит государство послужить его собственным многочисленным активам. «Ренова» отправила чиновникам обширную программу поддержки: от помощи с кредитами в иностранных банках на 5,5 миллиардов долларов до эксклюзивного режима работы всех компаний — с льготами и привилегиями. И это не считая пресловутого запрета на импортные напитки во имя «Байкал холдинга». Вексельберга, было, заподозрили в желании извлечь выгоду из американской опалы, но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в ответ лишь возмутился:
«Вы что, считаете, что „Ренова“ пользуется ситуацией? „Ренова“, которая подверглась таким санкциям незаконным?!»
Подозрения вызвал масштаб программы спасения, которую составила «Ренова». У компании действительно возникло немало проблем из-за санкций: блокировка активов, проблемы с западными банками и инвесторами, но в предложениях есть просьба поддержать и те активы, которые напрямую не пострадали. Кроме того, дело дошло даже до просьбы «урегулировать» вопрос с сидящими под домашним арестом топ-менеджерами энергетической компании Вексельберга «Т Плюс» — следствие обвиняет их во взяточничестве.
Предыдущие просители из санкционного списка были скромнее и конкретнее — по крайней мере пока. Олег Дерипаска, самая громкая жертва санкционного списка, обращался в Минэнерго за льготами для энергокомпаний. Его товарищ по несчастью Алексей Мордашов просит помочь его заводу «Силовые машины» — льготами и послаблениями. Правительство устами вице-премьера Аркадия Дворковича пообещало не бросить в беде.
Но в чем именно это будет заключаться и на что правительство готово будет потратиться — никто пока не уточнил. Тем больше у бизнесменов соблазн подробнее объяснить правительству, как им помочь.
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС