«Тут у каждого из нас есть ФСБшник, который с тобой проводит беседы»: как активиста-эколога из Коломны судят за чужие слова в соцсетях

27/12/2017 - 23:48 (по МСК) Ксения Назарова, Антон Желнов
Поддержать ДО ДЬ

В подмосковной Коломне гражданского активиста и эколога Валентина Соколова судят за репост в «Одноклассниках». 15 февраля 2015 года Соколов разместил пост, осуждающий высказывание одного из украинских пользователей. Из поста следует, что активист не согласен с этим высказыванием. Но следствие выдало цитату за слова самого Соколова. Теперь ему угрожает срок по 282 статье за разжигание межнациональной розни. Как считает сам Валентин, все дело в его активной гражданской позиции. Подробности в материале Ксении Назаровой.

Все начиналось у старого цементного завода: Валентин Соколов требовал перестать экономить на фильтрах и не травить Воскресенск. Потом его борьба переместились в Коломну — там Соколов организовывал митинги против свалок и пытался выбить землю для многодетных семей. В какой-то момент со всего района к нему потянулись обиженные люди – за помощью.

«Чем больше друзей, тем больше обращений. Самые разные жалобы: не ходит ли автобус в деревню Чуркино или построили химзавод в Радужном рядом с домами в 50 метрах — и я  стал браться за все, абсолютно за все, кто бы ни пожаловался», — рассказывает он.

Отношения с местной властью у активиста не складывались с самого начала. Однажды его даже задерживали за то, что он фотографировал голубые ели около администрации города. А 9 мая прошлого года  Соколов увидел то, на что обычно не обращают внимания —на параде победы с флагами единой России  шли десятилетние школьники – хотя по закону использовать несовершеннолетних в политической агитации запрещено.

Когда Валентин решил баллотироваться в депутаты облдумы, терпение властей переполнилось — его сначала вызвали в ФСБ

«У меня был куратор… ну не знаю, как его назвать. Тут у каждого активиста в коломне в воскресенске есть ФСБшник, который с тобой проводит беседы после каждого какого-то поста твоего или выпада.  Не угрожают, но дают понять, что ты под контролем,  и где-то тебе рекомендации дают, что тут не надо, тут не стоит. И вот он сказал дословно: не лезь в эти выборы, не трогай Серову — это у нас сейчас депутат думы, но тогда она была кандидатом», — рассказывает Соколов.

А потом пришли с обысками — в этот момент дома была жена Соколова с тремя сыновьями. В какой-то момент Елена успела включить камеру, которая лежала на полке в кухне.

«Лазали везде,  я им говорю — чего ищите? Может, сама отдам. Нет, мы будем искать. А чего  увидим, то и возьмем. Везде лазали, на кухне в шкафах, в ящиках…в заварке посмотрели и, в общем, везде», — делится она.

Валентина обвинили в экстремизме  и даже нашли основания: он репостнул  слова украинского националиста с призывом к насилию. Правда, его комментарий с осуждением таких призывов не учли. А потом привязали к делу посты с фейковых страниц, которые к Соколову отношения не имеют.

«Валентинов Соколовых довольно много, в каждой соцсети их несколько сотен — и несколько из них с моими фотографиями . Как они появились — не знаю. Владимитр Путин тоже имеет около трех тысяч акканутов. Ц меня уголовное дело состояит из двух частей – в одной части якобы я ненавижу русских, я предлагаю русских всех сжечь, а в другой, что я ненавижу всех негров и жителей Северной Африки», — рассказывает активист.

Когда он не прошел в Облдуму, дело закрыли, а перед выборами в муниципальные депутаты — возобновили.  Сейчас материалы в суде. В Коломне никто не верит, в то что Валентин — экстремист.

«До него у нас много было соседей, но таких соседей еще не было хороших. У них четверо детей, правильно воспитанные, ни шума, ни гама, культурные мальчики, здороваются. А сам Валентин – это золотые руки человек», — говорит соседка Соколова Лидия Рогова.

Примерно в то же время обыски прошли у  другого коломненского активиста Вячеслава Егорова, в отличие от Валентина он — оппозиционер со стажем: был одним из организаторов митингов на Болотной, пикетировал у Госдумы.  Егоров считает, что их хотели напугать

«Я полагаю, что это была акция устрашения или им необходимо было поставить галочку в своем реестре, что они ведут серьезную опертаивную работу против, изыскивая в коломне экстремистов», — рассказал он Дождю.

Впрочем, сворачивать свою деятельность Соколов и его соратники не собираются — в конце января они запланировали новый митинг против разрастающейся свалки — примерно в то же время у него должно пройти очередное заседание суда.

Фото: Наталья Селивестрова / РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски