Что не так с законом о «суверенном интернете»? Эксперты отвечают депутату Андрею Луговому
5 февраля источники Дождя сообщили, что законопроект сенатора Андрея Клишаса о «суверенном интернете» одобрят в первом чтении уже в феврале. Между тем, в нижней палате заверяют, что китайского файрвола в Рунете бояться не нужно — мол, так депутаты просто перестраховываются на случай, если противостояние с Западом зайдет слишком далеко. Мы спросили у депутата и соавтора законопроекта Андрея Лугового о том, возможно ли отключить Россию от мирового интернете и кто за это заплатит.
О законе
Андрей Луговой, депутат Госдумы: Мы определяем, что должны быть созданы новые системы противодействия угрозам, которые по статистике трафика будут определять возможное негативное информационное воздействие на граждан Российской Федерации, ровным счетом будут бороться с запрещенным контентом: с суицидами, с наркоманами, с экстремизмом, с терроризмом.
Я все угрозы разделяю на три части. Первая часть угроз — это технологическая. Вторая часть угроз — это информационная, под информационной я понимаю, это продвижение запрещенного контекта и информационное воздействие на граждан Российской Федерации. Третья угроза — это прекращение доступа к корневым серверам.
Федор Скуратов, сооснователь сервиса комьюнити-аналитики Combot: Когда в России принимаются те или иные защиты от чего-нибудь, от каких-нибудь рисков, мое личное мнение, они чаще всего принимаются, исходя из благих побуждений. Другой вопрос, что любые благие побуждения, будучи прописанными в виде закона, открывают огромный простор для того, чтобы быть примененными в самом извращенном виде. Я боюсь, что закон о суверенном интернете, в каком бы виде он не был принят, с какими бы поправками его не приняли, в любом случае будет использоваться для давления на интернет-сообщество.
Об опасностях
Андрей Луговой: Врут ваши специалисты, врут, причем врут беспардонно. Невозможно отключить интернет, потому что интернет — это децентрализованная часть, а отключить вход на корневые сервера — это дело трех секунд.
Ирина Левова, куратор рабочей группы «Связь и IT» экспертного совета при правительства: Вообще это нелегко, и законопроект никак не поможет ситуации с тем, чтобы Россию кто-то там не мог отключить. Потому что законопроект единственное что, по большому счету, предполагает, это установку оборудования DPI на сеть операторов связи, который просто немножко подтормозит интернет, но никак не обезопасит от внешней угрозы.
Федор Скуратов: Сама по себе проблема того, что корневая система интернета, вообще инфраструктура основная интернета, контролируется США или российскими геополитическими соперниками, такая проблема есть. Она есть, правда, и ее действительно так или иначе хорошо бы решить, с точки зрения подстраховки. Знаете, завтра очередной раунд санкций введут, послезавтра, через год, а там, глядишь, мысль о том, чтобы отрубить Россию от интернета не станет такой уж безумной.
О влиянии на экономику
Андрей Луговой: Мы создадим параллельную систему, такая же, эта же вся система кодирования будет находиться в России. В случае прекращения обычный обыватель, пользователь интернета, это не заметит.
Федор Скуратов: К тому моменту, когда гипотетически Россию отключат от интернета, ее уже, скорее всего, десять раз отключат от SWIFT, системы международных банковских платежей. В таком случае, когда ее отключат, покупки в зарубежных интернет-магазинах мы уже не сможем больше в большем количестве случаев совершать, используя обычные пути. Начнем переходить на криптовалюты, может быть, на дуровский TON, в смысле Gram, еще разными способами, и какое-то количество времени, причем не месяцев, а лет, оно в таком состоянии и просуществует. А потом уже начнут отрубать интернет, что называется. И к этому моменту уже будет не только суверенный, что называется, интернет, но и суверенная платежная система…
Ирина Левова: На инвестиционной привлекательности, наверное, может сказаться, потому что когда возникает риск того, что из-за сбоя централизованной какой-то системы перестает работать интернет в стране, инвестиционный климат, инвестиции, наверное, немножко сократятся.