«Самая защищенная женщина России»: почему Роскомнадзор удаляет новости о квартире Наили Аскер-Заде

04/04/2019 - 21:27 (по МСК) Евгения Котляр
Поддержать ДО ДЬ

Портал «Яндекс.Дзен» удалил статью издания Baza о двух квартирах ведущей ВГТРК Наили Аскер-заде. Квартиры оценили в 420 миллионов рублей. По данным Baza обе квартиры раньше находились в собственности ВТБ. Что смутило «Яндекс» и что связывает Наилю Аскер-заде и банк ВТБ, рассказала Евгения Котляр.

Издание Baza выпустило расследование о второй квартире телеведущей Наили Аскер-Заде, которая тоже была в собственности ВТБ. Этот текст стали блокировать по требованию Роскомнадзора, который считает сведения о квартире телеведущей запрещенными.

Александр Потапов, сооснователь проекта Baza: «Можно предположить, с одной стороны, что Роскомнадзор знал, видимо, еще в ноябре прошлого года, что мы будем писать что-то такое нехорошее про Наилю Аскер-Заде, хотя ничего плохого мы о ней не пишем. И никакой клеветы нет и нет никаких оскорблений в данном материале, потому что все данные, которые мы приводим, подкреплены официальными документами».

В заметке все изложено максимально корректно. Авторы расследования приводят официальные документы — выписки из Росреестра.

Комментарий «Яндес.Дзен»: «Мы получили жалобу о том, что в «Яндекс.Дзене» опубликована недостоверная информация. Следуя нашей процедуре, мы уведомили автора о наличии жалобы. Затем мы получили уведомление от Роскомнадзора от 03.04.2019 о необходимости сообщить владельцу канала Baza, что он должен удалить со своего канала запрещенную информацию. Она была признана таковой решением суда от 16 ноября 2018»

Интересно, что «Яндекс.Дзен» ссылается на решение суда от 2018 года. Автор расследования Базы Алесандр Потапов рассказывает, что это решение было принято по иску банка ВТБ.

Александр Потапов, сооснователь проекта Baza: «По иску банка ВТБ к различным СМИ, которые публиковали информацию о первой квартире Наили Аскер-Заде, которая была приобретена опять же через цепочку людей, в которой фигурирует банк ВТБ. То есть сначала эта квартира была у банка ВТБ, а потом они через Кирилла Зимарина, руководителя дочернего банка на Кипре, ее приобрела Наиля Аскер-Заде».

Де-факто, имея это решение суда от 2018 года либо банк ВТБ, либо сама Наиля Аскер-Заде, видя любое упоминание о себе в сети интернет, где есть ключевые слова о квартире, имя журналистки и название банка ВТБ, могут идти в Роскомнадзор и требовать блокировки любой публикации. Но есть еще и второй вариант такого мгновенного и полномасштабного реагирования на любые публикации с наличием ключевых слов «Наиля» и «ВТБ» — бдит сам Роскомнадзор.

Александр Потапов, сооснователь проекта Baza: «Когда Роскомнадзор сам берет и отслеживает любую информацию, в которой упоминается Наиля Аскер-Заде в связке с банком ВТБ, ну тогда это будет, наверно, самая защищенная журналистка и женщина России, если Роскомнадзор ставит ее в выборку, как бы о ней что-то не написали. И тогда возникает вопрос к Роскомнадзору: а почему именно про эту журналистку нельзя упоминать в контексте ее связей с руководством банка ВТБ и вообще в связке с ВТБ? И вообще про нее нельзя ничего писать?»

Хотя традиционно область интереса Роскомнадзора — не публикации об отдельных банках и журналистах. Обычно ведомство блокирует материалы СМИ с матом, описание способов самоубийства, порнографию, информацию о насилии в отношении детей и прочие запрещенные законом вещи. Блок на информацию о публичном лице необъясним. На запрос Дождя в ведомстве ответили так:

Комментарий Роскомнадзора: «В данном случае мы исполняем ряд судебных актов. Прекращаем распространение только той информации, которую суд признал порочащей честь, достоинство и деловую репутацию истца».

Что же это за человек, частную жизнь которого Роскомнадзор блюдет на уровне первых лиц государства? Если вы ее не знаете — это очень странно. Если вы считаете главным интервьюером страны Юрия Дудя или Владимира Познера, то ошибаетесь. Лауреат премии «ТЭФИ-2018» в категории лучший интервьюер — это именно Наиля Аскер-Заде.

Неудивительно, ведь именно Наиле удалось «поймать» Дмитрия Пескова, Рамзана Кадырова, Аркадия Ротенберга, Алишера Усманова — эти редкие собеседники дали ей большие интервью.

Телеграм-каналы сыпали слухами, что после окончания церемонии «ТЭФИ-2018» Андрей Костин, президент и председатель правления банка ВТБ встречал лучшего интервьюера с букетом цветов. Но увидеть совместные фотографии Костина и Аскер-Заде – практически невозможно. Кажется, они под таким же запретом, как и информация о квартире телеведущей.

Официальных совместных снимков Наили Аскер-Заде и Андрея Костина как бы не существует в природе. В распоряжении Дождя есть доступ к архивным фотографиям агентств, таких как ТАСС, «Коммерсантъ», Reuters и Associated Press. Ни в одном из архивов такого снимка нет. Однако, если мы зайдем в Google и введем «Наиля Аскер-Заде Костин» то получим выдачу с четырьмя картинками. Переходя по этим фотографиям, мы не попадем на ресурсы, которые опубликовали снимки — их заблокировал Роскомандзор — как пишет ведомство, доступ ограничен по решению суда или по иным основаниям, которые установлены законодательством Российской Федерации. 

Свой карьерный путь Наиля начинала с газетной журналистики. Аскер-Заде работала в «Коммерсанте» финансовым обозревателем с 2007 по 2010 год. После она пришла в «Ведомости», ее специализацией был банковский сектор. Она налаживала отношения с руководителями крупных государственных банков.  Уже тогда у нее был интерес к видеоформату, и для «Ведомостей» она записывала ролики по своей тематике. Но в 2011 году неожиданно из независимой газеты перешла работать на федеральный канал, где сделала головокружительную карьеру. Но об этом с Наилей поговорить не удалось.

— Наиля, добрый день, телеканал Дождь, меня зовут Евгения Котляр...

— До свидания, всего хорошего.

Другие выпуски