Русское дежавю в Давосе: почему никому уже не интересно, что говорят российские чиновники на форуме
24 января в Давосе — русский день: с утра пораньше глава ВТБ Андрей Костин удивил инвесторов. Запад, по его мнению, ведет с Россией настоящую экономическую войну. Цель противника — сменить правительство и даже президента на кого-то более подходящего, рассуждал госбанкир. Эти откровения и стали главной российской новостью всемирного экономического форума. А на специальную сессию о российской экономике внимания уже никто не обратил: ничего нового, как и в предыдущие годы — можно было и не ездить. Маргарита Лютова — о дежавю российских выступлений в Давосе.
Январь 2013. В русском доме Давоса на вечеринке банка «Открытие» пускается вприсядку группа «Ленинград». Теперь Открытию не до песен — из-за проблем он был национализирован и сейчас Центробанк наводит там порядок. С тех пор круто изменилась не только судьба отдельно взятого банка, но и всей российской экономики. Пять лет назад Россия последний раз собирала в Давосе большой зал — делегацию возглавлял премьер Медведев, Крым не наш, доллар по 30, санкции — никогда не слышали.
В посткрымскую эпоху первые лица перестали приезжать в Давос, и за экономику отдуваются чиновники правительства при поддержке Алексея Кудрина. И отличить один русский визит в Давос от другого теперь все сложнее. Любимая тема — пообещать миру реформы. Главный по структурным реформам Алексей Кудрин в этом году в Давосе не выступил, хотя был заявлен.
С реформами и консенсусом до сих пор не срослось: налоги то ли поднимают, то ли нет — узнаем после выборов. Поэтому дежурный по Давосу уже Дворкович. И уже не до реформ: к понедельнику США объявит, какими будут новые санкции.
И пока вся Россия ждет новую обиду санкциями, инвесторам, которые интересуются российским бизнес-климатом, можно было бы рассказать историю всего одного героя Давоса. Год назад лицом российского бизнеса в Швейцарии был основатель «Юлмарта» Дмитрий Костыгин — рассуждал о модных у инвесторов «черных лебедях». Сейчас Костыгин под домашним арестом — следствие подозревает его в мошенничестве с кредитом «Сбербанка».
Фото: Denis Balibouse / Reuters