«Это месть Мединского»: что происходит в «Сатириконе» и почему Райкин винит министра культуры во всех проблемах театра

13/11/2017 - 22:04 (по МСК) Соня Гройсман
Поддержать ДО ДЬ

Ровно год назад художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин Райкин выступил со своей нашумевшей речью о цензуре и борьбе государства за нравственность. Тогда конфликт на глазах у всех уладили, и весь год казалось, будто все в порядке. На деле же ситуация только усугубилась. В «Сатириконе» одна прокурорская проверка за другой, а один высокопоставленный чиновник рассказал Дождю, что в скором времени министерство публично озвучит претензии к театру. Соня Гройсман попыталась выяснить, что на самом деле происходит в театре и как развивался конфликт Райкина с Министерством культуры.

Когда ровно год назад Константин Райкин заявил, что театр «Сатирикон» близок к закрытию, ему не хватает денег на новые спектакли — для многих это стало неожиданностью. Особенно удивились — по крайней мере публично — в Министерстве культуры, где напомнили: театру регулярно выделяются бюджетные деньги и не меньше, чем другим. Райкин в ответ разразился речью о цензуре.

Константин Райкин: Не за то платит власть, как говорят нам наши руководители: «А вы тогда и делайте. Мы вам платим деньги, вы и делайте, что надо».

Тогда все завершилось публичным примирением сторон. В ведомстве пообещали не бросать театр и в будущем году вновь поддержать субсидиями. Со стороны казалось, конфликт исчерпан, но, как выяснилось, проблемы «Сатирикона» только начались — в этом году прокуратура наведалась в театр уже 6 раз.

Константин Райкин: В течение всего года идут проверки прокурорские. Одна, другая… Они не выявили никаких серьезных нарушений, там какие-то мелкие замечания, которые всегда бывают, но никаких серьезных нарушений они не выявили. Они проверяют все.

Райкин уверен, все это — своеобразный ответ на его прошлогоднее выступление, а не попытка найти реальные нарушения.

Константин Райкин: Эти проверки, их причина – не желание навести порядок и дознаться до истины, а это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник – министр культуры Владимир Мединский. Он не может мне простить моего высказывания на съезде Союза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и препятствовал, боролся против его несправедливых решений, касающихся театра «Сатирикон». Его это очень злит, бесит,  видимо, и он свои вот эти личные отношения, пользуясь своим служебным положением, выражает в этих действиях. Вот в этих официальных попытках нас как-то испугать, затруднить… вообще вредит театру. Просто вредит самым последовательным, прицельным, планомерным образом. Сейчас посягает на наше строительство, хочет его остановить, ему помешать.

Строительство, о котором говорит Райкин, — ящик Пандоры, который из раза в раз становится причиной проблем «Сатирикона». В 2014 году московские власти утвердили реконструкцию театра имени Аркадия Райкина. По сути — это снос старого здания и строительство на его месте нового — в разы больше и современнее. За это взялась группа компаний​ «Ташир» Самвела Карапетяна. Инвестор в итоге получит часть номеров в пятнадцатиэтажном апарт-отеле, который появится возле театра.  Изначально строительство должны были закончить к 2016 году, но сроки постоянно переносились — то на 2017, сейчас уже — на конец следующего. По информации Дождя, в Минкульте недовольны задержкой строительства, но официально это подтвердить отказались. В театре объясняют — сроки сдвинулись из-за строительства метро.

Константин Райкин: Когда мы уже выехали из здания театра, возникло обстоятельство с Московским метрополитеном, который стал делать третье кольцо, которое, как выяснилось, проходит под как раз нашим театром. И это стало очень опасным и разрушительным для здания театра — и того, которое было, и того, которое должно построиться. Надо укреплять фундамент театра. Это потребовало целого ряда согласований, и вот эти согласования со всеми инстанциями, которые в этом как-то участвую, заняло определенное время.

В Метрострое отказались комментировать ситуацию, в группе компаний Ташир на запрос Дождя о том, действительно ли к ним обращалось Министерство культуры, не ответили, а в ведомстве не смогли предоставить комментарий по поводу «Сатирикона», ограничившись фразой о том, что Министерство находится в постоянном взаимодействии с театром. 

Все та же стройка вынудила театр арендовать другие площадки для репетиций и выступлений. Основная сцена переместилась в здание в ста метрах от театра, где сначала было казино, а сейчас шутят «веселые и находчивые» и голосит «КиВиН».

На аренду «Сатириконом» «Дома КВН», согласно системе «СПАРК-Интерфакс», уходит более 40 миллионов в год. Еще около 30 млн, по оценке театра, тратится на связанные с арендой расходы. И это при том, что общий размер субсидий от Министерства культуры — всего около 200 миллионов рублей. Аренда стала не только тяжелым бременем, но и поводом для упреков Минкульта. В прошлом году в разгар скандала Мединский намекал: можно найти площадку подешевле, но в театре уверяют, что все посчитали:

Константин Райкин: Они нас очень выручили, это относительно рядышком, это та же станция метро, это очень дешевая площадка для аренды. Потому что арендовать надо не на один спектакль, а на весь репертуар, это в месяц надо иметь для репетиций, почти нету площадок, которые могут этому соответствовать.

К этой статье расходов, по данным федерального чиновника, собеседника Дождя, может в скором времени предъявить претензии Министерство культуры. Дело в том, что помещение арендуют на конкурсной основе у единственного поставщика — ООО «Дом КВН», гендиректор которого Ангелина Маслякова, жена Александра Маслякова-младшего. Она была связана с директором Сатирикона Анатолием Полянкиным через совместную компанию «Культподход». Правда, в мае Маслякову исключили из числа совладельцев. Сам Полянкин разговаривать с Дождем отказался.

Однако официально, как и год назад, Минкульт говорит только об одном — февральская проверка показала, в последние годы у театра низкие показатели по посещаемости, на некоторых спектаклях занята только половина зала: «В результате проведенной проверки специалистами Минкультуры России было выявлено, что руководство театра не принимало полные меры к повышению эффективности работы учреждения и не использовало резервы для увеличения собственных доходов от показа спектаклей за счет увеличения количества показов и заполняемости залов».

В «Сатириконе» с этим не согласны и напоминают о том, что регулярно получают гранты за выполнение госзаказа. И как и год назад художественный руководитель просит поддержки театрального сообщества.

Фото: Дождь / РИА Новости

Также по теме
    Другие выпуски