В двух российских больницах с отделениями COVID-19 произошел пожар. Виноваты ли в этом аппараты ИВЛ производства «Ростеха»

12/05/2020 - 22:03 (по МСК) Алексей Коростелев
Поддержать ДО ДЬ

В отделении реанимации больницы святого Георгия в Петербурге произошел пожар, погибли пять человек. Эта часть больницы была отведена под лечение Covid-19. До конца расследования больница отказалась от использования ИВЛ «Авента-М». Такой же аппарат мог стать причиной пожара в больнице в Москве. Что это за аппараты? Кто их делает? Правда ли, что они могут быть опасны? Разбирался Алексей Коростелев. 

Один из аппаратов ИВЛ в больнице Святого Георгия в Петербурге загорелся в ночь на 12 мая, пять человек погибли. Пожар начался на шестом этаже, в реанимации, и погибли как раз те люди, которые находились на искусственной вентиляции легких. Остальных пациентов удалось эвакуировать, а пожар быстро потушить.

В Москве аппарат ИВЛ загорелся 9 мая в 50-ой клинической больнице. Погиб один человек. Как и в Петербурге, огонь вспыхнул неожиданно, да и вообще возгорание аппаратов ИВЛ — не частое явление. Что же тогда загорелось, почему это произошло? Может, дело в самих аппаратах, которые производятся в России?

Известно, что загорелись аппараты под названием «Авента-М». Его придумали и делают в России. «Авента-М» — детище «Ростеха», выпускает аппарат Уральский приборостроительный завод (УПЗ). Совпадение или нет, но 12 мая его посетил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. 

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров: В прошлом месяце Уральский приборостроительный завод нарастил выпуск аппаратов искусственной вентиляции легких практически в 10 раз по сравнению с началом года. Сегодня предприятие обеспечивает почти 3/4 всех поставок новых аппаратов ИВЛ для нашего здравоохранения. 

Кроме аппаратов ИВЛ Уральский приборостроительный завод выпускает авиаприборы и, например, Росгвардия закупила датчики у завода в этом году почти на 17 миллионов рублей. Но то, что УПЗ занимается еще и производством аппаратов ИВЛ, смущать не должно — ранее УПЗ действительно их выпускал, и, по словам врачей, которые с ним работали и работают, — аппарат хороший. 

Врач, анестезиолог-реаниматолог ЦРБ Калача-на-Дону Татьяна Ревва: У нас один-единственный аппарат «Авента-М» — он отвечает всем требованиям современного аппарата ИВЛ. Он отвечает ГОСТам — то есть, его можно приобрести, не нарушая никаких правил по закупке аппаратов ИВЛ. 

Если до коронавируса УПЗ выпускал десять аппаратов в день, то сейчас наращивает их выпуск до сотни штук. Компания КРЭТ (формально, это головная фирма, которой принадлежит завод, но сама она входит в структуры «Ростеха») с апреля заключила 89 контрактов на поставки аппаратов чуть ли не во все регионы страны. Каждый стоит по 1 млн 862 тысячи рублей. Можно говорить о том, что УПЗ произвел тысячи аппаратов ИВЛ за последние два месяца, — если, конечно, данные контрактов точны. 

При этом представитель компании-поставщика медицинского оборудования анонимно рассказал Дождю, что на заводе, — по крайней мере, до пандемии и бешеного увеличения производства, — были очень высокие требования к выпускаемой продукции. 

Представитель компании-поставщика медицинского оборудования: Данное оборудование проходит очень большой цикл проверок перед выпуском — учитывая, что так мало сейчас известно об этой ситуации. Никто, я думаю, и я в том числе, не станут утверждать, что это стало причиной [пожара], послужила какая-то неисправность в оборудовании. Перед тем, как оно производится, перед установкой этого оборудования проверяются все параметры, в том числе все — нагрузка и так далее. Это все проверяется. 

В петербургской больнице Святого Георгия, которая горела ночью, уже говорят о том, что не будут пользоваться ростеховскими аппаратами до конца расследования. В госкорпорации говорят, что не прекратят поставки, да и вообще — они тут ни при чем.

Пресс-служба АО КРЭТ: В данный момент мы разбираемся в ситуации. Рассматривается ряд версий, связанных как с состоянием сетей, инженерной инфраструктуры лечебных учреждений, с медицинским оборудованием, так и соблюдением мер противопожарной безопасности.

Мы поговорили с врачами больницы Святого Георгия. Медсестра и врач анастезиолог-реаниматолог сказали, что, скорее всего, загорелся новый аппарат, который привезли в больницу месяц-полтора назад, что совпадает с данными о закупке. Именно в эту больницу завезли около пятисот аппаратов ИВЛ. Кстати, врач-реаниматолог эмоционально акцентировала внимание на том факте, что и в Москве, и в ее больнице в Петербурге загорелся один и тот же аппарат — это многое может значить. Правда, не все. Если для питерских врачей «Авента-М» — новый аппарат, то Татьяна Ревва из Волгоградской области работает с ним давно

Врач, анестезиолог-реаниматолог ЦРБ Калача-на-Дону Татьяна Ревва: Недавно я сама создавала отчет по аппарату ИВЛ, и я эту всю информацию прочитала, все эти ГОСТы. В мои обязанности не входит изучать всю эту нормативную документацию — то есть, ГОСТы, по которым закупаются аппараты ИВЛ. Но в связи с тем, что мне пришлось сейчас этим заниматься, я ее изучила. И я пришла к выводу, что «Авента-М» — прекрасный аппарат, например, для центральной районной больницы. Потому что он отечественный, дешевле, чем импортный, чем тот же «Гамильтон», «Дрегер», «Беннетт» и все остальные. Он просто дешевле — поэтому он подходит районной больнице. Но в то же время, он отлично «слизан» с [швейцарского аппарата ИВЛ] «Гамильтона-С3», и поэтому он подходит всем требованиям ГОСТа. 

Что тогда загорелось? Наш собеседник, который занимается поставкой медоборудования, говорит, что в использовании ИВЛ есть куча сопутствующих факторов, которые завод проконтролировать не может, а если учесть ситуацию с загруженностью больниц — то врачам просто не до того.

Представитель компании-поставщика медицинского оборудования: Первая мысль, которая приходит в голову, — это проблемы с сетью, поскольку сейчас высокая загруженность в больницах и медицинских учреждениях. Если к сети подключено большое количество оборудования, то большая нагрузка, и в принципе может возникнуть возгорание из-за короткого замыкания и так далее. Этого я не исключаю. Причем причина может быть не большое, огромное оборудование, это могут быть небольшие медицинские аппараты. 

О замыкании в аппарате ИВЛ говорили и в МЧС, но сейчас ясно, что это может быть вовсе и не проблемы самого аппарата — просто сеть в больнице перегружена, а так как в самом аппарате много кислорода, достаточно искры, чтобы вспыхнул огонь. И, кажется, версия о замыкании будет приоритетой в расследовании — ее озвучил и губернатор Петербурга Александр Беглов.

Губернатор Петербурга Александр Беглов: Причиной [пожара] стало короткое замыкание электрооборудования. Один из аппаратов ИВЛ загорелся. 15 человек из пострадавшего отделения были эвакуированы внутри больницы. Эвакуации всей клиники удалось избежать. Сейчас на месте работают следователи. Я дал поручение провести проверку оборудования, состояния противопожарной безопасности и путей эвакуации тяжелых больных во всех стационарах города.

Интересно, как дальше будет реагировать «Ростех» — будет ли перепроверять продукцию или дальше продолжит настаивать на своем, ведь, по сути, их комментарии сводятся к тому, что аппарат не виноват. С этим согласны опрошенные нами врачи, — правда, в Петербурге в больнице Святого Георгия ими пользоваться пока не будут. Да и как врачам реагировать на необходимость сталкиваться с аппаратом «Авента-М», не говоря уже о тех пациентах, которые находятся на искусственной вентиляции легких?

Не бойся быть свободным. Оформи донейт.

Фото: Агентство «Москва»

Также по теме
    Другие выпуски