В Калининграде начали проверку после смерти молодого человека в СИЗО. 25-летнего Александра Закамского задержали в ночь с 3 на 4 марта сотрудники ФСБ. Якобы у него нашли более 600 грамм амфетамина. Но сам Закамский утверждал, что наркотики подкинули, а сотрудники спецслужб пять часов пытали его. На медосвидетельствовании молодому человеку приказали сказать, что он просто упал с лестницы, что он и сделал. Но потом все-таки рассказал об издевательствах. Спустя несколько дней его нашли повешенным в СИЗО. Сейчас справедливости добивается его жена. СК и ФСБ не смогли предоставить Дождю оперативный комментарий о случившемся. Мария Борзунова — о жуткой истории из Калининграда.
Елизавета и Александр Закамские прожили вместе три года. Совсем недавно, в декабре, у них была свадьба, и они задумывались о детях. Но все изменилось в ночь с 3 на 4 марта: Александр поздно вечером поехал в гараж, а потом — перестал отвечать на звонки. Елизавета увидела мужа только на следующий день, когда вернулась с работы домой.
Елизавета Закамская, жена Александра Закамского: Я увидела, что у нас дома обыск. Саша был очень сильно избит. Они мне вообще не сказали ничего — откуда они. Я просто увидела, что у людей в масках на форме было написано — ФСБ. Я говорю — почему Саша в таком состоянии? Они говорят — забирай ключи, домой он больше не приедет.
Александр успел сказать жене лишь одно — ему подкинули наркотики и он даже не знает, какие именно. Позже в документах напишут — Александра задержали на выходе из дома, при личном досмотре нашли 662 грамма амфетамина.
Александр Закамский, из показаний на следствии: Меня избивали дубинками, ногами, руками и электрошокером. Заставляли приседать, ставили меня «на растяжку», электрошокером били по половому органу, наносили удары электрошокером в задний проход, а также били по пяткам и угрожали отрезать палец на ноге. Кроме того, мне угрожали отрезать половой орган и приставляли к нему что-то холодное. Также мне говорили — мы тебя сейчас убьем, признавайся. Также мне пытались вставить какую-то палку в задний проход.
Вместе с ним были друзья, их всех отвезли в гараж, который арендовал Александр. Потом друзей отпустили, а Александра доставили на допрос в управление ФСБ, где, по рассказу молодого человека, его продолжили избивать и заставляли признать вину в попытке сбыта наркотиков в особо крупном размере. Вместо этого он сказал, что наркотики ему подбросили сотрудники ФСБ. В следующий раз Елизавета и Александр увиделись уже в суде — на избрании меры пресечения.
Елизавета Закамская, жена Александра Закамского: Я сказала Саше, чтобы он рассказал, что его избивали сотрудники, а они стояли и смеялись — что хачей надо убивать, что они ненавидят хачей, хотя у меня Саша русский мужчина. Он мне сказал, что они грозились его убить, если Саша на них покажет — эти слова были.
Несмотря на угрозы Александр все же рассказал судье, что его избивали. Свою вину он не признавал. Суд арестовал Александра и его увезли в СИЗО № 1. Через адвоката он передавал жене записки с просьбой передать вещи первой необходимости.
Елизавета Закамская, жена Александра Закамского: 9 марта мне позвонил психолог СИЗО и сообщил, что мой муж покончил жизнь самоубийством. Он должен был быть в общей камере, но нашли его в одиночке, и прокуратура сказала, что в той комнате, где его нашли, камер нет.
Елизавете сказали, что ее муж повесился на простыне, прямо в ее день рождения — 8 марта. Но она не верит в это: следы на шее выглядят совсем иначе.
Елизавета Закамская, жена Александра Закамского: Я думаю, они его добили до смерти и инсценировали самоубийство.
Александр ни разу не привлекался к уголовной ответственности. По словам Елизаветы, наркотики он не употреблял. Из хобби: занятие дайвингом. У супругов был общий бизнес и периодически Александру звонили с угрозами.
Елизавета Закамская, жена Александра Закамского: Саша иногда жаловался, что до него какие-то люди пытаются дозвониться, что им нужны деньги, чтобы его крышевали.
Связано ли это с задержанием, пока непонятно. Елизавета обратилась уже во все инстанции и пытается добиться справедливости. Сейчас Следственный комитет проводит проверку по заявлению Елизаветы. Помогать девушке будут юристы «Зоны права». Адвокат Виталий Черкасов не первый раз сталкивается с такими методами работы сотрудников ФСБ.
Виталий Черкасов, адвокат «Зоны права»: Происходит задержание, как правило, по одному сценарию — человек, ни о чем не подозревая, идет, к нему подбегают несколько сотрудников в форме с масками на лице, заталкивают его в автомобиль непонятно какой, надевают на него пакет, чтобы он не мог опознать людей и не мог контролировать их действия, и впоследствии начинается избиение с применением как кулаков, так и электрошокера. Только после длительного пребывания его под контролем этих сотрудников, когда возможно от него получить согласие, что он готов дать нужные показания, его доставляют в подразделение ФСБ, где он начинает давать показания уже следователю.
Черкасов говорит, что сейчас надо будет доказать, что телесные повреждения были получены именно после задержания. А Елизавете приходят сообщения от других молодых людей из Калининграда, которых также задерживали и пытали. Они опасаются огласки, но ЕЛизавете бояться уже нечего.
Елизавета Закамская, жена Александра Закамского: Это очень больно — терять свою опору, мужчину, который смысл жизни. Я не хочу, чтобы эти люди были у власти. Они должны быть наказаны, они не должны издеваться над людьми, ведь он не один такой. Просто люди боятся огласки. Я хочу, чтобы все об этом узнали, чтобы больше это никогда не повторялось. Я знаю, что есть есть добрые люди — они мне верят, поддерживают, помогают и дают силы дальше идти.