«Скорее всего, это будет не единственная отставка»: что стоит за слухами об уходе Матвиенко из Совфеда
Валентина Матвиенко может лишиться должности спикера Совета Федерации, а сменить ее может директор Службы внешней разведки Сергей Нарышкин. Собеседники Дождя говорят, что роль в ее уходе могло сыграть задержание сенатора Рауфа Арашукова прямо во время заседания Верхней палаты парламента. Впрочем, другой собеседник в Кремле отмечает, что в целом Матвиенко в хорошей форме и в состоянии, например, «уравновешивать» инициативы Госдумы. Обсудили тему с Леонидом Давыдовым, политконсультантом, автором телеграм-канала «Давыдов.Индекс».
Леонид, скажите, есть ли у вас информация, все-таки уходит Матвиенко или остается?
Примерно такая же, как вы и перечислили. Это не информация, да, мы видим дым, мы, к сожалению, не видим огня.
Все-таки что может стать причиной ее возможного ухода? Какие-то предпосылки вы видите?
Я думаю, что дело не в ней, а дело в том, что безусловно власть, как это ни странно звучит в отношении Сергея Евгеньевича, нуждается в свежих лицах.
Да, действительно, странновато звучит.
Да, но здесь просто я поясню, что я имею в виду. Это человек, который несмотря на много постов и много лет которые он занимал в верхних эшелонах российской власти, практически не имеет антирейтинга, практически не имеет вот этого, всего того груза усталости, который сейчас, конечно, на верхний слой очень сильно давит.
А у Матвиенко есть антирейтинг?
Конечно.
Еще из Петербурга?
Ну, из Петербурга в меньшей степени, но сейчас много-много законов, много непопулярных мер, вот аресты и так далее. То есть, что надо что-то поменять в этом, это совершенно очевидно, и это вариант очень хороший, потому что у нас, скажем мягко, редко возвращаются люди из леса, причем вот в таком виде. У нас один пример можно привести, это Примаков, с удачной карьерой, человека, вышедшего из леса. Может, вот будет такой come back второй и такой же счастливый.
Леонид, если все-таки Матвиенко покинет эту должность, это будет уже пенсия, или ей какую-то должность все-таки найдут?
Я не думаю. Совершенно очевидно, что на сегодняшний день для политических деятелей даже в России семьдесят лет это не срок. Один из помощников президента трудится, уже протестировав этот возраст, поэтому я не думаю, что здесь вот это является препятствием. Может быть, работа в другом ритме, может быть, работа в какой-то другой ипостаси, но я думаю, что Валентина Ивановна еще себя покажет.
Что касается Нарышкина, все-таки должность спикера Совета Федерации, не понижение ли это для него?
Конечно, нет. Я не помню сейчас, это то ли третий, то ли четвертый человек в государстве. Поэтому это развитие, это другая штука.
Совет Федерации ведь ничего не решает.
Это не совсем так. Понимаете, в чем дело, был такой фильм, играл Басилашвили, он говорил в этом фильме: «Вы дайте мне поручение, а особым я сделаю его сам». Это совершенно другая широта возможностей, причем публичных, а вы сами правильно заметили, что Сергей Евгеньевич тяготеет к публичной сфере. Он хороший парламентарий, что доказала работа председателем Государственной Думы, поэтому и соответствующий опыт, и разнообразный другой, и в общем, парламентарий-силовик, это ново и хорошо.
Вот мы сейчас с вами обсуждаем эти перестановки, и я задумалась, а что все-таки они меняют? Есть ощущение, что в высших эшелонах власти просто местами меняют некоторых персонажей, но новые лица не появляются.
Конечно, так и есть. Вот вы же, например, вдруг, возможно, занимаетесь пилатесом.
Я — йогой.
Ну, почти то же самое. Я имею в виду баланс. Любой тренер учит балансу, почти во всех видах спорта требуется баланс. Вот собственно говоря, баланс, он тонкий. Когда ты уже подкачался, растянулся, то все играют буквально граммы, сантиметры, миллиметры. Вот об этом идет речь, идет настройка под какие-то новые задачи, понятно, какие, на носу 2021 год, как минимум, который надо пройти, и пройти как-то по-другому, потому что у нас под таким прессингом находится партия власти, поэтому очевидно…
2021 это парламентские выборы?
Да. Надо переформатировать каким-то образом, условно говоря, пропорциональную или мажоритарную систему этих выборов, то есть задач много, и мало тех людей, которые в состоянии публично, грамотно и без истерики об этом говорить с обществом. Вот опять же возвращаясь к герою нашего сегодняшнего разговора, как раз обладает такими способностями.
Все-таки если подвести какую-то черту, вы как считаете, насколько достоверны вот эти слухи, которые ходят вокруг Матвиенко сейчас?
Я начал говорить про это, мы же видим дым, мы огня не видим. Одно можно сказать, понимаете в чем дело, это не может быть единственным изменением, потому что коса, так или иначе, внешняя разведка принадлежит к силовому блоку, он член Совета безопасности и так далее, поэтому это в любом случае должно вести за собой другие переназначения, назначения, изменения. Скорее всего, это будет пакетом. Если будет. Этот дым может развеяться, и огня мы так и не увидим.
Спасибо вам.
Фото: пресс-служба Кремля