23 июля появились новые версии гибели смерти ЛГБТ-активистки Елены Григорьевой. Следствие допускает, что в преступлении могли участвовать несколько человек — четыре мужчины и женщина, с которыми ее видели неподалеку. Вспомнили и ее прежние контакты с националистами, и угрозы воинствующих гомофобов. Тимофей Рожанский попытался разобраться в этой трагической истории.
Жестокое убийство питерской активистки заставило снова говорить о преследовании гражданского общества. Убили постоянную участницу всевозможных митингов, пикетов и других акций против действующих властей любого уровня. Григорьева пикетировала в поддержку дальнобойщиков, фермеров, обманутых дольщиков, Оюба Титиева, Юрия Дмитриева, сестер Хачатурян, чеченских геев, активистов «Сети» и «Нового Величия». Проще перечислить темы, которые она бы проигнорировала. И сейчас определить, за что именно ей могли отомстить, очень трудно.
Виталий Беспалов: Не было такой темы, которая ее бы не взволновала. И несмотря на ее возраст, она была похожа на очень юную, вовлеченную девушку, не испорченную возрастом. Такая маленькая девочка, полтора метра роста, активная, в очках, вечно всем интересуется. И она была абсолютно безобидным человеком.
Виталия Беспалова связывает с Григорьевой одно обстоятельство — они оба стали участниками так называемого июльского «списка гомофобов». Анонимный проект «Пила» опубликовал список из 19 фамилий ЛГБТ-активистов, которым гееборцы собираются преподнести «жестокие подарки» уже в этом месяце.
Виталий Беспалов: Мы смеялись над этим, нам показалось не то чтобы... Не смешным, неправильно, но мы не видели в этом никакой угрозы. Мы подумали, что какие-то неадекватные люди хотят к себе какого-то внимания, и не нашли ничего лучше, чем сделать такой вот расстрельный список, условно говоря. Я не могу сказать, что абсолютно уверен, что это их вина — я не знаю об этом. Я жду, что они примут на себя ответственность за это. Потому что делали они это, не делали они это — скажем так, для них это хорошая «реклама». То есть, воспользоваться как-то ситуацией.
Из всех идеологических противников Григорьевой гомофобы — самые осязаемые. Проект «Пила» в начале месяца выслал предупреждение екатеринбургскому ресурсному ЛГБТ-центру с требованием немедленно закрыться и перевести все деньги благотворительному фонду «Подари жизнь».
«Пила против ЛГБТ»: Вы же не хотите, чтобы мы поступили так же с вами или даже хуже, как, например, с дружками волонтера российской ЛГБТ-сети Давида Истеева. Когда их квартира почти превратилась в фарш. Или педофилом ЛГБТ-правозащитником «ЛГБТ Солидарности» из Пятигорска Артема Шитухина, когда после нашей охоты он успел убежать в Нидерланды, но если бы опоздал, его бы в живых не было.
С гомофобами Григорьева, участница июльского списка, открыто воевала. Друзья Елены говорят, что ей поступали угрозы, и она даже сообщала о них в полицию. Ее враги же говорят, что, напротив, это Григорьева угрожала всем.
Активист Тимур Булатов: Мне она угрожала, мне, моей семье — моему сыну и моей жене. Угрожала огнестрельным оружием, которое по моему заявлению было выявлено, и владелец этого оружия был наказан за неправильное хранение этого оружия.
В распоряжении Дождя есть переписка Григорьевой с Тимуром Булатовым, известным петербургским гееборцем. Он занимался тем, что выявлял геев среди преподавателей в школах и университетах Санкт-Петербурга. Сейчас он ищет геев среди подростков и сообщает об их ориентации школам. Он не скрывает, что с Григорьевой у него давний конфликт, и из-за новости об ее смерти он не сильно расстроился.
Активист Тимур Булатов: Всевышний карает таких людей. Мои молитвы были услышаны. И я в открытую пришел в МВД и сказал, что моей семье угрожали, и если вы мне не поможете законно ее наказать, есть уголовные статьи за это, то я сам накажу, как мужчина. И хвала всевышнему, мне не пришлось брать грех на душу.
Из переписки Булатова с Григорьевой действительно видно, что женщина угрожает активисту расправой. Угрожал ли он ей в ответ, неизвестно. Видно только ту часть переписки, которую предоставил Булатов.
Но сторонники Григорьевой говорят, что угрозы — это его стиль общения.
ЛГБТ-активист Игорь Кочетков: Он регулярно у себя в социальных сетях публикует ненавистнические посты об ЛГБТ-людях и в том числе, скажем так, желает им смерти. Открытым текстом. Он даже за мной следил, в свое время я обращался по этому поводу в полицию. Но тогда ничего предпринято не было. Но это было два года назад, сейчас я точно не вспомню. Но [этот] человек, который ходил за мной, снимал меня на видео — я не знаю, зачем он это делал, но, тем не менее, он ходил за мной по улицам и в метро.
В МВД говорят, что все угрозы Григорьевой носили бытовой характер, и никакого отношения к политическому активизму не имели. Перед убийством, которое произошло в период с часу ночи до пяти утра 21 июля, ее видели в компании нескольких мужчин, она якобы пила алкоголь.
Активист Тимур Булатов: Да это банальные алкоголики, собутыльники ее были! Может, она что-то ляпнула, она очень говорливая, судя по нашей переписке даже. Ее кидало то в одну сторону, то в другую, и она могла что-то ляпнуть там.
Григорьева умерла от множественных ножевых ранений. Ее восемь раз ударили ножом в спину. Полиция задержала 40-летнего дворника, который якобы помогал Григорьевой по дому, но потом его отпустили. Ни о каких подозреваемых пока не известно. СК рассматривает версию о том, что к убийству могли быть причастны несколько человек. При этом в качестве приоритетного по-прежнему рассматривают бытовой мотив, пишет «Фонтанка».
Фото: FB / Мария Кожеватова
*По решению Минюста России «Росийская ЛГБТ-сеть» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.