«Это все, что у нас было». Как прошла вторая «ночь длинных ковшей»

Репортаж Ольги Гладышевой
30/08/2016 - 01:02 (по МСК) Ольга Гладышева

В ночь на понедельник, 29 августа, в Москве началась вторя волна сноса «самостроев». Всего запланировано демонтировать 77 сооружений. Ликвидация будет проходить в три этапа: сначала демонтаж, потом расчистка территории и облагораживание площадки.

Что происходило ночью в городе, и как к сносу ларьков готовился мэр Сергей Собянин, рассказал Ольга Гладышева.

«За новый облик города критикуют», ― жалуется Собянин. Говорят: «Все вы здесь сделали хорошо, жаль только, к нам не пришли. А вот это уже плохо». Но ничего, не отчаивайтесь, Собянин обещает: «И к вам придем». И ведь свое обещание он сдержал, пришел. Сегодня ночью на карте Москве не досчитались 107 объектов. Это все так называемый самострой, который нуждается в благоустройстве.

Марина Афоничева, владелец компании «Вента-А.М.», рассказывает: «Совсем раздавили. Это помещение, как моего ребенка, раздавили, вот и все». Она признается: «Этот бизнес ― все, что у меня было».

Марина Афоничева и ее партнер Хачатур Саркисян до последнего верили, что снос их единственной собственности и бизнеса в городе ― недоразумение. Дело в том, что еще в 1996 году предприниматели построили свой первый магазин на Кутузовском. Вскоре же там началось строительство Третьего транспортного кольца, и город предложил им сделку. Правительство само, на бюджетные деньги, возвело в качестве компенсации павильон у станции метро «Фили». «Наше строение ни в коем случае не самовольное. Его построил город», ― утверждает Марина.

За несколько часов до сноса предприниматели были уверены, что их павильон уцелеет, с надеждой смотрели выпуски новостей. С экранов уверяли: у павильонов в Филях крепкие документы.

Хачатур Саркисян говорит о сложившейся ситуации так: «Правительство Москвы обращается в Верховный суд. Он им отказывает, обязывает оказать нам госуслуги. А потом они нам говорят: „Обращайтесь в суд!“. Так если все эти решения судов у нас на руках имеются, о каком суде еще речь идет? Вы не признаете эти суды, говорите: „Мы не знаем, как наши суды выдают решения“, но как вы опять нас отправляете в эти же суды? Они изменились? До 2015 года они были одни, с 2016 года стали другими, или как?».

Право не обращать внимания на решения судов правительству дали изменения в ст. 222 Гражданского кодекса, которые внесли летом прошлого года. Теперь никто не сможет прикрыться своими бумажками о собственности. Вице-президент Ассоциации владельцев недвижимости Гай Дилбарян поясняет: «Вы же понимаете, что нельзя предъявить правоустанавливающие документы на незаконный объект. Их не будет. Одним словом, Москва таким образом как-то решила узаконить снос законно возведенных объектов».

Уверенные в законности своей постройки Хачатур и Марина, скорее всего, уже не дождутся компенсации. Они не согласились пойти на сделку с мэрией и добровольно ликвидировать свидетельство о собственности и торговую площадь у метро «Фили». Сергей Шогуров, начальник Госинспекции по недвижимости города Москвы, рассказал о возмещении, обещанном собственникам, которые пошли на такую сделку: «Я напомню, что утвержденный размер компенсации составляет 55,5 тысяч рублей в случае, если собственник самостоятельно демонтировал объект, и в случае, 51 тысячу рублей, если городские службы помогали проводить демонтаж. 29 собственников отказались добровольно демонтировать объекты».

Две с половиной тысячи квадратных метров. Для того, чтобы снести трехэтажный торговый центр «Электрон» у метро «Электрозаводская», даже не понадобилось перекрывать улицу. Владельцы этого торгового центра получат компенсацию в 51 тысячу рублей за каждый квадратный метр.

«Электрон» сдавал помещения десяткам самых разных арендаторов ― от магазинов одежды до общепита. По словам главы Департамента торговли Алексея Немерюка, 60% всех арендаторов, попавших под снос, ― сетевые магазины, довольно крупные компании, и якобы большая часть из них на сегодняшний день нашла себе место: «На сегодняшний день на рынке арендаторов очень большое количество вакантных площадей. По аналитике различных консалтинговых компаний, более 2 миллионов площадей коммерческой недвижимости сейчас вакантны. Компании, которые находились на этой площади, уже нашли себе новые площади».

По словам пресс-службы Госинспекции по недвижимости, город активно помогал арендаторам в поиске новых помещений, однако глава компании «Евросеть» Александр Малис говорит о том, что разговоры о помощи остались только на словах: «К сожалению, нам обещали, ― причем и год, и два года назад, я даже был на совещании у мэра три года назад, ― но ничего реально не предложили. Никакой компенсации мы в таких случаях не получаем, да и не от кого получить. Понятно, что это прямой убыток, но что делать. Все эти места были прибыльными, прибыль каждого ― сколько-то сотен тысяч рублей в месяц. Это были хорошие магазины, их жалко, но жизнь движется вперед».

На этот раз город подготовился. Наученная имиджевыми ошибками первой ночи сноса Госинспекция заранее предупредила всех, поэтому инцидентов, когда все оборудование вместе с сотрудниками оставалось внутри сносимого ларька, в этот раз не повторилось.

«Привилегированных историй нет, это принципиальная позиция города. Ее очень долго выстраивали. Мне представляется, что это разумно и правильно. Все должно быть на общих основаниях, на основе конкурентных процедур. Это нормально», ― считает представитель штаба по защите бизнеса при Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства Дмитрий Волков.

Никакого особого отношения не предусматривалось и для тех, у кого на руках были решения судов ― обжаловать попадание в список самостроя пока не удалось никому. Собственники ждут решения Конституционного суда, кроме того, они намерены добиваться больших компенсаций, чем предлагает город. Пока что своих денег не получили жертвы и первой «ночи длинных ковшей».

Вот что рассказал Дождю Рубен Макарьян, адвокат, защищающий интересы ООО «Созидание»: «Представитель собственника был на одном из объектов ― их всего три, сегодня еще три снесли, причем по одному из них есть решение Верховного суда о том, что этот объект не является самостроем и в сносе было отказано.

Я сегодня утром с ним разговаривал. Он рассказал, что до пяти утра пытался дать чиновникам бумаги, показать, что есть свидетельство о праве собственности, решение суда о том, что объект не является самовольной постройкой. Он пытался дать бумагу под роспись, естественно, все чиновники дружно прятали руки за спину, чтобы нигде не расписываться.

К нему подходили люди, задавали вопросы о том, как он будет защищать свою собственность. Он ответил: „В последующем буду взыскивать в суде ущерб, а так ― что, я буду кидаться на чиновников? Вон, у них за углом стоит автобус с ОМОНом, не дай бог, затопчут“».

К 31 тысяче квадратных метров, освобожденных сегодня ночью, могут прибавиться и другие площади. Московские власти не исключают и третьей ночи сноса самостроя, ведь многие из них до сих пор угрожают безопасности граждан. Собственники объектов, которые были признаны самостроем в июне, уже обратились с письмом в адрес президента Владимира Путина. 

Фото: Алексей Абанин / Дождь

Другие выпуски