Как священники, рабочие, студенты и телеведущие агитируют за Путина

16/01/2018 - 21:41 (по МСК) Ксения Назарова, Павел Лобков

Россия вступает в горячую стадию предвыборной борьбы. Самый логичный вопрос — это понять хотя бы, с какого времени новостной сюжет о путинских успехах — это уже незаконная агитация? Нарушения в предвыборной кампании — это, наверное, самое увлекательное в ней. Ну, когда сомнений в ее исходе практически не испытываешь, а привычка интересоваться — сохранилась. Ксения Назарова продолжает следить за предвыборной кампанией Владимира Путина — кандидата в новые президенты России.

«Хотя я не советую ввязывать в партийные дела никакие, но в предстоящие выборы я призываю пойти голосовать за Путина». Ничего особенного: священник с крестом в руке и любовью к Путину в сердце объясняет прихожанам как голосовать. Так стартовала предвыборная компания самовыдвиженца Путина — с божьей помощью, ему надо набрать не менее 300 тысяч подписей и это, несомненно, ему удастся.

По двое, по трое — народ в Кинешме с самого утра спешит оставить подписи за кандидата номер один. Собираются в небольшом деревянном здании всего в нескольких метрах от мэрии. Как сообщает портал «Кинешмец.Ру», сюда в принудительном порядке согнали бюджетников, а за выполнением плана по подписям наблюдало руководство города, которое вышло на работу несмотря на выходной день.

В Екатеринбурге журналист ставит в тупик волонтеров, они не помнят, с кем они заключали договор, и рассказывают о неких доверенных лицах президента. При этом список этих лиц еще даже не внесен на утверждение в Центризбирком, а значит, все собранные подписи могут быть признаны недействительными. Но и это еще не все: сбор подписей за Путина координировал член городской избирательной комиссии Эльдар Валиуллин, и даже комментировал этот процесс журналистами. Правда, после разразившегося скандала сюжеты удалили, а председатель избиркома уверил, что ничего страшного в произошедшем не видит: «Захотелось парню показаться где-то на телевидении, дать комментарии какие-то. Вроде они соответствуют закону, он их правильно дал, но этическая сторона вопроса… имеет место быть», — считает глава свердловского облизбиркома Валерий Чайников.

В Кургане аннулировали подписи, которые собрали на двух заводах: руководители предприятий собрали подписи в рабочее время с применением административного ресурса, ведь сборщики просто так не смогли бы попасть на режимные предприятия. В Бийске студентам одного из вузов пришла рассылка: «Ребята, очень важно, чтоб мы приняли в этом активное участие. Все равно необходимые подписи будут набраны. Но вот по тому, кто сколько собрал, будут сделаны выводы, и те учреждения, которые не отличились в данном вопросе однозначно будут подвергнуты репрессиям. И наверняка нам будут отказывать в необходимой помощи. Поэтому тот, кто не подписывается — подставляет свой институт».

Как уверяют наблюдатели, таких случаев нарушений гораздо больше, чем мы можем себе представить, но о большинстве мы, скорее всего, никогда не узнаем: «Это латентные нарушения и если уж что-то выявляется такое, о чем власть сама по незнанию, по недоглядке рассказывает в каких-то новостных сюжетах и это становится очевидным для многих, что это нарушение, то тогда да — это пресекается. А в основном, мы об этом даже не знаем. Люди порой даже сами не знают, что это является нарушением», — рассказал сопредседатель движения «Голос» Григорий Мельконянц.

Впрочем, политологи ничего нового тут не увидели: нынешняя система власти за последние 20 лет настолько закостенела, что разучилась пользоваться чем-то кроме административного ресурса: «Парадокс авторитаризма заключается в том, что при реально высоком уровне поддержки со стороны рядового избирателя, власть не может собрать подписи этих самых людей, которые поддерживают Путина без админресурса. При авторитаризме его важнейшая особенность, это то, что любая общественная активность, включая и позитивную — она находится на подозрении у местной бюрократии», — считает политолог Аббас Галлямов.

А тем, кого утомили разговоры об авторитаризме, советуем попробовать лучшее из предвыборной агитации — конфеты «Президент», как сказано в аннотации, с начинкой из трюфельной взбитой массы с добавлением перцовой водки, оставляющей согревающее послевкусие. Главное, обертку не комкать и в мусор не выкидывать — мало ли.

Фото: Александр Гальперин / РИА Новости

Другие выпуски