Задержание и последующее освобождение под залог главы банка Латвии Илмара Римшевича мог бы остаться внутрилатвийским делом, но на Римшевича пожаловался россиянин и хозяин банка Norvik Григорий Гусельников — якобы глава регулятора вымогал у него взятки. Власти Латвии объяснили дело Римшевича частью информационной войны, которая ведется против страны накануне выборов, причем не исключен и российский след. В запутанной истории разбиралась Маргарита Лютова, а о подробностях скандала рассказал сам Григорий Гусельников.
В России банкир Григорий Гусельников известен в первую очередь благодаря телевизионной игре «Что? Где? Когда?»: в нулевые — господин «Бин-Банк», затем — хранитель традиций интеллектуального клуба, а теперь — чуть ли не главное лицо международного скандала.
А начиналось всё с, казалось бы, локального происшествия. В выходные 17−18 февраля латвийское бюро по борьбе с коррупцией внезапно задержало главу местного Центробанка Илмара Римшевича по обвинению во взяточничестве. Римшевича вскоре отпустили под залог, вину он не признает и в отставку не собирается — на своем посту он уже почти 17 лет.
Конечно, европейские центробанкиры не каждый день оказываются в спецприемнике, но до международного скандала все-таки было далеко. Но уже к понедельнику власти Латвии увидели ситуацию в новом свете — нашелся загадочный русский след.
Россию напрямую конечно не назвали, но Минюст США уже убедил весь мир: российские тролли все-таки повлияли на выборы в США. А в Латвии как раз тоже на носу выборы в Сейм. И если лицо российского вмешательства в американскую политику — «повар Путина» Евгений Пригожин, то в латвийском скандале им вдруг стал банкир Гусельников, который уже несколько лет владеет небольшим латвийским банком Norvik.
Вредом имиджу страны власти считают заявление банка Norvik в международный арбитраж, о котором стало известно вскоре после задержания председателя ЦБ Римшевича. Гусельников заявляет, что центробанкир вымогал у него взятки и намекал, что таковы правила игры.
Григорий Гусельников, владелец банка Norvik: Это годами было кошмаром. Непонятно, как выпутаться из этой грязи, не испортив репутацию. Возможно, я потеряю банк, потеряю деньги, но я никогда не стану частью этого.
Правда, другие местные банки сделали намного больше, чтобы испортить имидж Латвии, чем Гусельников: европейский центробанк ограничил операции банка ABLV, ранее претензии к нему предъявили США. А всего несколько лет назад выяснилось, что латвийская банковская система — важное звено международной схемы отмывания денег. Но теперь всё смешалось.
Гусельников считает, что реакция на его заявления была вызвана тем, что в Латвии «встал» один из крупнейших банков, арестован председатель центрального банка, но вместо того, чтобы «начать возрождать доверие к банковской системе страны», они ищут «русский след». Он считает это непрофессионально, а заявления противоречивыми.
Факт встреч с Римшевичем Гусельников подтвердил, но не смог рассказать подробности. На данный момент он планирует начать взаимодействие с полицией Латвии. Гусельников также уточнил, что банк Norvik «чувствует себя нормально».
Фото: WikiCommons