День сурка в Кирове: как заканчивается повторное рассмотрение главного дела Навального
Алексей Навальный сейчас находится в Кирове, который ему запретили покидать накануне — там завершается повторный процесс по «делу Кировлеса». Судимость по нему не позволяет политику в ближайшие годы участововать в выборах.
Мария Борзунова рассказывает о том, как прошел последний допрос Навального в суде.
Достаточно символично отмечать день сурка на повторном рассмотрении дела «Кировлеса». Примерно то же самое происходило здесь же, в Ленинском районном суде города Кирова буквально несколько лет назад. Да и сегодняшний день начинался практически так же, как и вчерашний — бесконечные перерывы после каждого ходатайства защиты.
Но в итоге судья все просьбы адвокатов отклонил, в том числе и ключевое ходатайство, как его назвал сам Алексей Навальный. Защита сегодня попросила истребовать документы, которые, по ее мнению, доказывают, что Офицеров не занижал цены при покупке продукции «Кировлеса». Но, как и в прошлом процессе, это запретили.
Алексей Навальный, политик: Эти документы скрывают, их скрывают для того, чтобы не раскрылась правда по этому делу. Вы сейчас полностью встали на сторону обвинения, лишили нас возможности защиты. Дальше идет уже процесс не с обвинительным уклоном, а с предрешенным решением.
Ну и, наконец, начался достаточно важный этап в этом деле. Навальный и Офицеров начали давать показания в суде. Напомню сначала версию обвинения: Навальный и Офицеров вынудили «Кировлес» заключить невыгодный контракт с «Вятской лесной компанией». Прокуроры утверждают, что «Кировлес» продавал продукцию ВЛК по заниженной цене, а вторые распродавали ее дороже. Таким образом, они якобы похитили 16 миллионов рублей.
Версия защиты совершенно иная: по словам Навального, проблем у госкомпании «Кировлес» было достаточно. Предприятие постоянно жаловалось, что у них много товарных остатков, просили помочь им их распродавать. А Никита Белых, который как раз тогда, в 2009 году, стал губернатором Кировской области, призывал предпринимателей приезжать и делать бизнес. Как раз на один из таких призывов откликнулся Петр Офицеров. Он приехал, создал «Вятскую лесную компанию» в Кирове и заключил с «Кировлесом» контракт, но в итоге сам же предложил его расторгнуть.
Петр Офицеров, предприниматель: Разорвали его по нашей инициативе, потому что уже терпеть это было невозможно, каждый контракт, который мы заключали с нашими клиентами, превращался в большое заболевание, нехорошо об этом говорить, но по-другому не скажешь, которое приводило лишь к одному: то есть нам звонили клиенты, обзывали нас грязными словами, потому что либо полвагона мусора, либо вместо положенных 40 кубов в вагоне лежало 25.
Навальному показалось странным, что гособвинение не задает, по его мнению, главные вопросы: например, куда делись как раз вот эти 16 миллионов, которые якобы Офицеров и Навальный похитили у «Кировлеса». Действительно, прокуроров сегодня этот вопрос не заинтересовал.
Подсудимые назвали это дело сфабрикованным и политическим. Ну а Навальный вспомнил, как дело то открывали, то закрывали, а потом опять открывали. Ну и вообще в принципе контекст того, что происходило в то время в стране.
Алексей Навальный, политик: Александр Иванович Бастрыкин вывез журналиста «Новой газеты» в лес, где угрожал им оторвать голову. А журналист «Новой газеты» не стал писать заявление о преступлении. Но поскольку это дело не частного обвинения, я написал заявление и опубликовал его, и сказал, что я считаю, что председателя Следственного комитета нужно привлечь к уголовной ответственности. После чего через три дня Бастрыкин устроил свою знаменитую истерику, в интернете вы ее можете посмотреть, где он поднял руководителя Следственного комитета по Кировской области и кричал ему: «Есть у вас там такой Навальный, вы против него закрываете дело». Ну а потом, вы знаете, 2011-2012 год, какие были политические события. После того, как я призвал участвовать всех в несанкционированной акции, на меня за неделю возбудили четыре уголовных дела.
Судья внезапно прервал сегодня допрос Офицерова в пять часов вечера, напомню, вчера процесс продолжался аж до 8-ми, и сказал, что ему надо к врачу. Вообще многие в последнее время говорят, что процесс гонят. Но здесь, в Кирове, в два дня так абсолютно не кажется: то перерывы на два часа, то неожиданные переносы заседаний. В итоге за два дня защита так и не успела полностью представить свои доказательства.
Да и судья ведет себя странно: иногда кажется, что он даже симпатизирует Навальному, улыбается, смеется над его шутками. Но при этом ему это не мешает сначала взять и с Навального, и с Офицерова подписку и фактически запретить подсудимым покидать Киров, ну а затем отклонить все ходатайства. Напомню, что завтра должен продолжиться допрос Петра Офицерова, также, возможно, стороны перейдут к прениям, во время которых прокуроры запросят срок.
Фото: Мария Борзунова / Дождь