«Система управления в центре Блохина совершенно феодальная»: почему отправили в отставку главного онколога страны
Олигарх от онкологии отошел от дел. Михаил Давыдов, директор онкоцентра имени Блохина, крупнейшего в стране, главный онколог управления делами президента и всей России, академик двух академий — РАН и медицинских наук — оставил все свои посты по собственному желанию. Ему исполнилось 65, и по закону это предельный возраст для главврачей, хотя по решению трудового коллектива он мог проработать еще 5 лет. Давыдов прославился не только академическими достижениями, но и обширными связями в высших эшелонах власти: его пациентами были политики, знаменитости — например, Иосиф Кобзон. Ольге Гладышевой удалось поговорить с авторитетным онкологом и узнать, почему он сдался без боя.
Недавно главный онколог страны Михаил Давыдов отпраздновал свой юбилей, о 70-летии «гениального хирурга» говорили на федеральных каналах, а в онкоцентре имени Блохина уже знали — спустя всего пару месяцев Давыдов уйдет в отставку. В октябре вступил в силу закон, который ограничивает срок пребывания на службе главврачей до 65 лет (до 70-ти его может продлить только коллектив организации).
Михаил Давыдов, директор Российского онкологического центра имени Блохина: Ухожу на пенсию, все. Мой контракт заканчивается, и я не возражаю. Если мои опыт и знания не нужны, значит — не нужны. Будем на пенсии заниматься, чем занимаются пенсионеры: рыбачить, ходить на охоту и другими делами.
Любовь Давыдова к охоте уже год как активно обсуждается с экранов телевизора. В декабре 16-ого года телеканал «Россия 1» показывает сюжет — главный онколог страны в нем предстает как взяточник. На деньги больных пациентов он якобы построил себе родовое гнездо в селе Безобразово, которое вскоре переименовал в Давыдово.
Разоблачений коррумпированности врачей онкоцентра на Каширке были десятки, но до отставки Давыдова, который уже почти 16 лет возглавляет центр, дошло только сейчас.
Илья Фоминцев, директор фонда профилактики рака: Это объяснимая очень вещь — представьте себе, вы работаете маленьким районным онкологом, в маленьком районе, через год вы знаете половину этого района, через полгода вы оказали услуги, наверное, всем в этом районе, так или иначе значимым лицам. Если вы при этом политически способный человек, знаете, как общаться, то вы становитесь несдвигаемым человеком. А теперь представьте себе то же самое, только на протяжении десятков лет в должности главного онколога Российской Федерации. Конечно, вы знаете просто всю элиту страны.
И действительно, Иосиф Кобзон, которого в свое время оперировал Давыдов, уже обращался во все ведомства с просьбой к чиновникам одуматься и не увольнять академика, а теперь собирается написать письмо и Владимиру Путину.
Иосиф Кобзон, певец, депутат Государственной Думы: Это вопиющее безобразие и нарушение, потому что Давыдов на сегодняшний день — знаковая личность, выдающийся, гениальный онкохирург. Только он может сказать, что он свободен от своей должности.
Сын академика Михаил Давыдов-младший в 31 год с индексом цитирования равным единице стал самым молодым членом-корреспондентом Российской академии наук и возглавил главное структурное подразделение федерального центра — НИИ клинической онкологии. По его собственному признанию, без помощи отца не обошлось. По словам одного из сотрудников центра, который захотел остаться анонимным, в том числе и это стало причиной затянувшегося конфликта Давыдова с Министерством здравоохранения. В декабре прошлого года ведомство выпустило директиву, по которой все руководители должны уволить своих родственников. В случае невыполнения они будут отправлены в отставку в связи с утратой доверия.
Илья Фоминцев, директор фонда профилактики рака: На мой взгляд, система управления центре имени Блохина совершенно феодальная, где раздаются ярлыки на княжение разным заведующим отделениями. Там главное — что хочешь, то и делай, главное, сор из избы не выносить. Ни для кого не секрет, что РОНЦ имени Блохина сильно грешил поборами с пациентов, это не новость.
По словам Фоминцева, человек, который возглавит центр онкологии Блохина после Давыдова, должен быть сумасшедшим. Источники медицинского издания Vademecum уже называют претендентов, основной кандидат — это ректор Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им. И.П. Павлова Сергей Багненко — сегодня он не нашел времени поговорить с «Дождем», а нынешний директор Давыдов имени своего преемника не знает.
Михаил Давыдов, директор Российского онкологического центра имени Блохина: Это не я передаю, это министерство решает, они таким, своим способом решают проблемы. До сих пор неизвестно, кого они хотят. Я эту тему не обсуждаю, мне она неприятна. Они никогда ни к какому мнению не прислушиваются, это их стиль. Тональность исполнения этой процедуры, она просто отвратительна, с моей точки зрения.
Онкологический центр на Каширке, который принято называть «Блохинвальдом» из-за бесконечных очередей и засилья бюрократии — все-таки крупнейшее и старшее медицинское учреждение страны. Сюда ежемесячно приходят десятки тысяч человек со всей России. Ежегодно около 500 тысяч человек заболевают раком, и с каждым годом эта цифра растет, при этом каждый пятый умирает в первый же год после постановки диагноза, а объем квот на лечение в федеральных центрах за государственный счет, по словам самого Давыдова, сокращается.
Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости