13 мая в Екатеринбурге в ставшем уже знаменитым сквере у театра драмы началось строительство храма Святой великомученицы Екатерины. Территория сквера огорожена временным забором, который позже планируется заменить. Храм планируют возвести в 2023 году к 300-летию Екатеринбурга. Часть горожан выступают против постройки. Против них в Екатеринбург привозили знаменитостей — Сергея Безрукова, Михаила Галустяна, Алексея Чадова, Михаила Пореченкова. 13 мая на месте стройки собрались сотни горожан — стихийный митинг перерос в столкновение с сотрудниками Росгвардии, полицейскими и охранниками. Директор «Сети городских порталов» Ринат Низамов поделился подробностями.
Ринат, добрый вечер, здравствуйте!
Здравствуйте, коллеги!
Скажите, пожалуйста, то, что происходило сегодня, ― это что-то аномальное? Все-таки включились сотрудники Росгвардии, полиция, охрана. Или это очередное столкновение, дальше будут продолжаться следующие, как вы думаете?
Я думаю, что самое тревожное на самом деле разворачивается буквально сейчас. То, что мы видели, на мой взгляд, было в целом предсказуемо, потому что в лучших традициях нашего города место постройки оградили ночью, сегодня ночью. Утром, когда люди шли на работу, они увидели этот забор. Но забор не капитальный, он легкий, собственно говоря, быстро кинули клич, и уже в семь часов вечера здесь были сотни, на мой взгляд, даже была тысяча человек.
Конечно, злило людей не только то, что здесь вопреки городским протестам начали строить храм, да, но и то, что здесь, по сути, власти выставили полицейских, автоматчиков. На мой взгляд, это злило людей еще больше, и в какой-то момент они просто прорвали этот решетчатый забор, и полиция вынуждена была отойти.
Но самое страшное происходит сейчас за моей спиной, потому что, на мой взгляд, сейчас здесь практически вся Академия бокса «Русской медной компании», одного из инвесторов будущего храма. Так как горожане не собираются расходиться, самое важное, что здесь не взят, как мы предполагаем, камень, который предполагали в ближайшее время заложить в основание будущего храма. Его уже в тройном кольце охраняют крепкие ребята с нашивками охраны «Русской медной компании».
И я уже вижу, что все больше и больше молодых крепких ребят стягивают сюда, к скверу. По последним данным, им дана команда с наступлением темноты, полной темноты начать выдавливать толпу с территории и восстанавливать забор. На мой взгляд, это и есть самое страшное, потому что здесь очень много молодежи. Взрослые, такие думающие, сознательные люди, мне кажется, уже разошлись по домам, а школьники, студенты, молодежь здесь, и они не собираются отступать.
Мы сейчас видим некую прямую трансляцию с места, там то ли водят хороводы, то ли цепочкой такой люди ходят. Что это такое?
Да, там поют, там играют на гитарах, водят хороводы. В общем-то, там движуха полная, я поэтому и говорю, что не собираются отсюда уезжать. И мы видим, что руководство полиции уже здесь. По моим прикидкам, впервые акция в защиту этого зеленого сквера здесь сегодня собрала столько полиции, столько представителей власти. До этого власть не разговаривала с горожанами на эту тему.
Здесь уже мы видели трех заместителей полпреда президента в Уральском федеральном округе. Здесь начальник департамента внутренней политики губернатора, здесь руководство областной полиции, ФСБ. Но первых лиц нет, нет ни губернатора, ни начальника полиции. Мэра города, несмотря на требования собравшихся, тоже пока нет.
Почему именно эта географическая точка в Екатеринбурге стала такой точкой преткновения в этих тяжелых отношениях между церковью, государством уже в этой ситуации и горожанами? Почему так принципиально жители Екатеринбурга не хотят, чтобы именно здесь возводили храм?
На самом деле это уже третье место, и все три город не принимает. Да, должна быть небольшая историческая справка. Действительно, храм святой Екатерины, покровительницы Екатеринбурга, был разрушен большевиками, и многие годы его с разной степенью успеха пытаются восстановить.
В 2010, по-моему, году его пытались восстановить на историческом месте, на так называемом месте, где сейчас находится фонтан «Каменный цветок». Вышло порядка пяти тысяч человек. Там были, например, такие известные личности, горожане, как группа «Чайф», Владимир Шахрин. Город сказал «нет» храму и «да» фонтану.
Буквально несколько лет назад появилась новая инициатива епархии совместно с двумя самыми большими меценатами, олигархами, руководителями «Русской медной компании» и «Уральской горно-металлургической корпорации». Появилась новая идея ― построить храм к 300-летию города, но уже в другом месте: на акватории городского пруда. Это тоже вызвало противостояние активных горожан, которые вышли с так называемой акцией «Обними пруд». Им действительно удалось обнять пруд один раз, второй раз, и после этого инициативная группа инвесторов передумала строить храм на акватории пруда, потому что горожанам казалось, что он, довольно высокий, будет закрывать памятник конструктивизма ― стадион «Динамо».
И вот появилось новое, третье место ― тот сквер, в котором я сейчас нахожусь. Это такой зеленый клочок земли в центре города под окнами здания областного правительства, «Ельцин-центра», в общем, такое известное место. Пожалуй, это последний зеленый клочок в центре Екатеринбурга. Соответственно, горожан и это место тоже не устроило, и поэтому такие противостояния сегодня мы видим на наших глазах.
Фото: Донат Сорокин / ТАСС