Дух военного времени: зачем российские школы готовят к мобилизации
Будь готов к труду и обороне! Сначала бизнесу, а теперь и школам в России посоветовали подготовиться к работе в военное время. На прошлой неделе о такой необходимости для промышленных предприятий заявил Владимир Путина, а на этой неделе то же самое сказали и в красноярском министерстве образования. Правда, рекомендация ведомства касается региональных учебных заведений. Что это значит для школьников и почему вообще появился такой официальный совет, расскажет Соня Гройсман.
Ноябрь 2017 года оказался богат на приметы военного времени. Сначала президент Владимир Путин внезапно призвал предприятия быть готовыми быстро наращивать объемы военной продукции: «Способность экономики быстро увеличивать объемы оборонной продукции и услуг в нужное время — одно из важнейших условий обеспечения военной безопасности государства. Нужно внимательно их изучить, выработать дополнительные меры по повышению мобилизационной готовности», — заявил Путин на совещании в Сочи с руководством Минобороны на прошлой неделе.
И вот на военные рельсы готова перейти не только промышленность, но и школы. Министерство образования Красноярского края уже разослало указания на 23 листах с рекомендациями о переводе школ на условия военного времени. Что в них содержится и с чем связана такая рассылка именно сегодня — закрытая информация.
«Это плановые мероприятия, они ведутся у нас на протяжении очень долгого времени, еще с советских времен, но они не подлежат огласке. Документ был предназначен для внутреннего пользования, логично, почему. Потому что если этот документ обнародовать, начнется паника. Как, где и зачем у нас ведется мобилизационная подготовка — это закрытая информация. Никто не должен о ней знать. Должны знать только директора подведомственных учреждений, которым рассылается для того, чтобы понимать, как вести себя в чрезвычайной ситуации», — заявили Дождю в пресс-службе Министерства образования Красноярского края.
В самих школах тоже ничего необычного в этих сообщениях не видят, ведь в случае чего именно в них и развернут центр гражданской обороны. «Мы же вообще площадка по развертыванию ГО и ЧС, у нас проходят раз в несколько лет такие учения. В этом году мы, в принципе, готовились, нам все понятно. Это всегда было и есть, оно и было. В случае чего, мы понимаем, что мы делаем с детьми, как мы эвакуируемся, где у нас пункт развертывания, где у нас столовая, кто куда выезжает, куда подходят автобусы. Ничего нового, это все есть. Мы так в этом режиме всегда и работали», — рассказывает Татьяна Руднева, директор школы №32 в Красноярске.
В Минобороны на запрос Дождя не ответили, а в федеральном Министерстве образования от рассылки методичек открестились, тем более что и без них на уроках ОБЖ давно учат школьников, что делать, если враг на пороге. «Это со старых времен осталось, ничего не меняется: война приходит неожиданно и, желаем мы или не желаем, но она не зависит совершенно от граждан. Она приходит внезапно, поэтому периодически такие тренировки каждый учитель ОБЖ обязан проводить. Это хорошо, это надо, это несколько встряхивает и руководителей местности, куда эвакуируются, и руководителей тех учреждений, которые должны эвакуировать, потому что мы же объявлены врагом номер один», — говорит Валерий Комаров, рязанский учитель ОБЖ со стажем.
В этой военной риторике учитель не одинок. Войны, конечно, пока никакой нет, но если что — мы готовы. Об этом поют и юные волгоградские кадеты под руководством думского депутата Анны Кувычко. В припеве вот такие слова: «На Земле всей был бы мир, но если главный командир позовет в последний бой — дядя Вова, мы с тобой!».
Война — новая старая скрепа. Последний опрос ВЦИОМ показал: вместо основ религии россияне россияне хотят сделать обязательными курсы военной подготовки.
Фото: РИА Новости / Руслан Кривобок
*По решению Минюста России Некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента.