Колония известна баром «У Иваныча», расположенным прямо на ее территории. Кроме того, в колонии есть зимний сад, компьютерный класс, православный и буддистский храмы и молельные комнаты для иудеев и мусульман. В колонию даже приезжают профессиональные художники и проводят мастер-классы по рисованию.
Этот рассказ заключенного по имени Алексей Кузнецов выложен на официальном YouTube-канале ГУФСИН Иркусткой области. Лица осужденного мы так и не увидим, зато из ролика понятно, что в колонии есть культурно-досуговый центр «Исток», где ему предложили петь в хоре и играть на гитаре, кафе «У Иваныча», компьютерный зал, зимний сад и даже аквариум с рыбками.
Юлия Савельева, представитель пресс-службы ГУФСИН Иркутской области: В ИК-3 содержатся бывшие сотрудники органов государственной власти, судебной системы и правоохранительных структур, отбывающие наказание впервые. В прошлом веке она была обычной колонией, но затем ее статус изменили и сделали специализированной. Это связано с необходимостью обеспечить безопасность при отбывании срока определенной категории людей.
Скорее всего, именно в эту колонию этапируют экс-министра экономического развития Алексея Улюкаева. Это более 5 тысяч километров от Москвы, где живут все родственники бывшего министра. У него трое детей — с женой они воспитывают 13-летнего сына и 8-летнюю дочь.
Владимир Осечкин, основатель социальной сети для родственников заключенных «Гулагу.нет»: По закону, его не имели права отправлять более чем за 500 км, зная, что у него есть жена и маленькие дети. Это решение антигуманное и незаконное. Те злые гении, которые принимали это коварное и страшное решение — эти люди практически обрекли Алексея Валентиновича Улюкаева на разрыв социальных связей, потому что абсолютно очевидно, что близким Улюкаева будет очень проблематично и дорого регулярно посещать Алексея Улюкаева. Конечно, ни о какой поездке на два часа на короткое свидание говорить не приходится.
Статья 73 УИК РФ гласит, что осужденные должны отбывать наказание в пределах субъекта, где они проживали или были осуждены: это «имеет большое значение для исправления осужденных, способствует поддержанию социально полезных связей и в первую очередь сохранению семейных связей, а также связей с близкими, трудовым коллективом». Согласно закону, наличие таких связей «стимулирует правопослушное поведение осужденных, формирует стремление к досрочному освобождению и возвращению к семье и привычной микросреде».
Адвокат Улюкаева Дареджан Квеидзе рассказала Дождю, что дело Улюкаева еще не вернулось в Замоскворецкий суд, после чего материалы и должны быть отправлены во ФСИН, но информационные агентства со ссылкой на ведомство уже сообщают, что решение принято.
Святослав Хроменков, исполнительный директор МРОО Сибирский правозащитный центр: Там есть места, где условия содержания комфортные, но это не для всех. Там есть такие отряды, бараки, где есть птички, рыбки, но есть и другие. Вчера члены ОНК ходили в колонию, видели такой отряд, в котором нарушаются требования пожарной безопасности, где койки стоят впритык, а заключенные находятся скученно.
В Федеральной службе исполнения наказаний ИК-3 представляют как колонию для «тюремной интеллигенции» — бывшие сотрудники правоохранительных органов здесь работают в обувном цеху, где производят до 100 тысяч пар обуви в год, шьют одежду в специальных мастерских и получают зарплату. Но пять лет назад заключенные взбунтовались.
«Обувь делают, лес делают, шьют всякое разное, туалетная бумага есть. В общем, золотая жила для легавых, особенно управления ГУФСИНа, а нас они кидают, швыряют».
«В средства массовой информации выкидывается, что мы просто хотим жрать, нам не нужна пища, нам нужна справедливость. Здесь люди гибнут».
Сотни заключенных тогда оккупировали плац, объявили голодовку и перестали подчиняться администрации колонии. Они жаловались на завышенные цены (тушенка по 300 рублей), плохое питание и слишком строгое содержание — в штрафной изолятор отправляли даже за то, что заключенный надел рубашку не того цвета. Но грозит ли это бывшему министру?
Владимир Осечкин, основатель социальной сети для родственников заключенных Gulagu.net: Мы знаем, что колонии для бывших сотрудников находятся под тотальным контролем ФСБ России, в отличие от других колоний. Если Алексей Улюкаев будет этапирован в колонию для бывших сотрудников, это будет говорить лишь о том, что его хотят поместить в учреждение, где повышен контроль со стороны спецслужб за осужденными. Он будет находиться в поле зрения и в оперативной разработке ФСБ и главного управления ФСИН России.
Известно, что в этой же колонии отбывали наказание бывший мэр Томска Александр Макаров, мэр Братска Александр Серов, там же сидят бывшие главы колоний, судьи, прокуроры, недавно туда этапировали осужденных за убийство политика Бориса Немцова Заура Дадаева и Хамзата Бахаева. В такой компании даже кафе«У Иваныча», которое работает в здании колонии, вряд ли сможет обрадовать бывшего политика: один раз Улюкаев уже получил колбаски «От Иваныча» — те самые, что передал ему в корзинке глава «Роснефти» Игорь Сечин.
Владимир Осечкин, основатель социальной сети для родственников заключенных Gulagu.net: Игорь Сечин, который на сегодняшний день очень серьезно контролирует ФСИН, а вы знаете, что заместитель Игоря Сечина Юрий Калинин — вице-президент «Роснефти», который курирует вопросы кадров, ранее возглавлял ФСИН, поэтому влияние Сечина и Калинина на ФСИН велико. И мы понимаем, что Улюкаев стал заложником этой ситуации и фактически находится полностью в их власти. Это некая расправа, это очевидная репрессия и к исполнению приговора и исправлению Улюкаева это вообще не относится.
Фото: Михаил Почуев / ТАСС