Против главного кинообозревателя российского интернета BadComedian, он же Евгений Баженов, подан иск на один миллион рублей. Уже полгода судебную тяжбу с ним ведет компания Kinodanz из-за того, что BadComedian нарушил объемы цитирования в обзоре фильма «За гранью реальности». В кинотеатрах ее посмотрело чуть больше миллиона человек, а вот в обзоре у BadComedian в разы больше — почти семь миллионов. Теперь компания-производитель требует удалить обзор и выплатить ей компенсацию за репутационный ущерб. О том, к чему этот суд может привести, мы поговорили с самим Евгением Баженовым.
Евгений, здравствуйте. Странно, что по телефону, по интернету вы лучше смотритесь, конечно.
Здравствуйте. Только один миллион они требуют, не восемнадцать. Один миллион.
Один миллион. Скажите, пожалуйста, а в чем заключается ваш проступок? То есть вы берете куски, вы их комментируете, как вы это делаете всегда. Они считают, что вы их драгоценных кусков больше перебрали?
Да, они заявляют, по крайней мере, их специалисты заявляют, что существуют некие «допустимые» объемы цитирования. Хотя в законе этого нет, но как бы вроде они существуют, и вот поэтому я их нарушил. А еще у меня в обзоре так вот много юмора, что на самом деле это не критика фильма, а юмор. А юмор, вот так делать подобные юморные ролики, пародии, это незаконно.
Скажите, а что вообще произвела эта компания Kinodanz?
Это очень странная кинокомпания, потому что ее спонсирует Министерство культуры Российской Федерации. И фильмы этой кинокомпании, по крайней мере последний, за который меня, например, сейчас судят, и последующие, вот у них будет «Эбигейл» и еще несколько картин, они все сняты на английском языке, там нет персонажей из России, и место действия не Россия, там ничего не связывает никого с Россией. И это спонсирует Министерство культуры Российской Федерации из года в год.
Так они на экспорт, может, производят? Может, у нас мало посмотрело, а может быть, ломились кинотеатры в Лос-Анджелесе или в Лондоне от этих фильмов? Может быть, вы где-то что-то пропустили?
Возможно, так и было бы, если бы они не делали копии западного кино. То есть у них все фильмы — это, по сути, копии западного кино. Один фильм — это «Друзья Оуэшена», другой фильм у них вот «Гарри Поттер» будет, и еще будет «Интерстеллар», то есть они делают копии западных фильмов. Если для западного рынка это пользуется популярностью, я бы, наверное, услышал, но сколько я не искал…
Но раньше так делали. Раньше так делали в Гонконге и на Тайване, как я понимаю, где-то в восьмидесятые, в девяностые годы. Потом из этого выросло какое-то совершенно свое направление. Может быть, это какая-то творческая задумка интересная?
Возможно. Но если бы экспортировал Фонд кино, еще можно было бы поспорить, но здесь Министерство культуры, а у них есть правила спонсирования кино, и они никак под эти правила не подходят.
Скажите, а вот как я понимаю, здесь же есть еще другой механизм, суд судом, но можно «застрайкать», то есть они могут администрацию ютьюба засыпать жалобами про то, что вы у них воруете контент, и ютьюб ваш канал прикроет.
Это началось с лета, да.
То есть они это делают с лета?
Да. Вот я выложил непосредственно обзор на их фильм «За гранью реальности», и после этого пришла жалоба на удаление. Я эту жалобу отбил, они вот теперь в суд пошли. У меня есть еще обзоры на их фильмы, они очень много плохого кино делают, поэтому я успеваю. Я ожидаю сейчас следующего, потому что, я думаю, они не обрадуются, узнав про данные новости, которые сейчас появляются.
А вот сам ютьюб к этому как относится? Потому что вообще ютьюб может, под давлением вот этого массива жалоб, он может сам просто закрыть ваш ютьюб-канал, и вы останетесь без денег.
Да, я про это в принципе в ролике и сказал, что перспектива на тему закрытия канала, она вот как раз это и есть, под напором жалоб. Это долгие будут разбирательства.
Я придумал даже такую историю, что эту кинокомпанию специально создали, чтобы вы на нее клюнули, чтобы вы их поливали, полоскали по-всякому, потому что по-другому с этим материалом обращаться невозможно, это такая многоходовка, а потом эта компания вас «застрайкает», и главного врага русского кино BadComedian таким образом уберут. Как вам такая теория?
Судя по их первому фильму, где люди танцевали для того, чтобы выжить, вполне себе реально. Потому что как они могут это снимать, я не представляю, и как они получают деньги от Министерства культуры, я тоже не понимаю.
А боссы этого Kinodanz вам что-то, может быть, писали, предлагали, может быть, как сейчас говорят, «неразмещалово», блог размещения?
Была с ними встреча непосредственно моего представителя и их представителя, где было сказано, что «нас поддерживает Министерство культуры, за нами влиятельные люди, так что, ребята, мы вашу кровь-то попьем». Ну, я тут ничего не могу сказать, за мной нету ни Минкульта, ни влиятельных людей. Я подставил руку, из которой начали пить.
Спасибо большое.