Аспиранта МГУ Мифтахова отпустили и тут же задержали. Что это было? Объясняют его адвокат и дядя

07/02/2019 - 21:46 (по МСК) Павел Лобков
Поддержать ДО ДЬ

Аспирант МГУ Азат Мифтахов, задержанный в минувшее воскресенье по подозрению в изготовлении взрывчатки, 7 февраля утром был отпущен после шести суток в СИЗО, где предположительно подвергался пыткам. «Его били ладонями и кулаками по лицу, у него остался след от шуруповерта на уровне грудной клетки», — сообщила его адвокат Светлана Сидоркина. Утром 7 февраля его освободили без назначения меры пресечения, однако на выходе из СИЗО задержали вновь, уже по статье «хулиганство» — имеется в виду разбитое окно и дымовая шашка в офисе «Единой России», — по которому он раньше не проходил. Дядя Азата Мифтахова Гадель Фахриев и адвокат аспиранта Светлана Сидоркина рассказывают подробности. 

Скажите, пожалуйста, как это все происходило? Как вот человека освобождают и тут же обратно?

Гадель Фахриев, дядя Азата Мафтахова: Это вообще непонятно изначально, что происходит в этом деле. По всем федеральным каналам объявляют, что задержан Азат, объявляют, чуть ли не террорист, математик МГУ. Естественно, во всех СМИ пишется, что освободили, с ним задержаны еще люди. Мы начинаем его искать. Первого числа не находим, второго числа весь день ищем. Когда уже общественность более-менее начала проявляться собой, буквально через час около суда нас собралось уже человек 15, мы из СИЗО ездим в УВД, из УВД нас в СИЗО, никто не говорит, где находится, «нет у нас такого». Когда уже из суда нас прогнали, как говорится, попросили уйти, через час позвонил Азат, сказал, что все нормально. Мы узнали на вторые сутки только, где он находится.

А информацию о пытках подтверждаете вы или нет? О физическом воздействии?

Фахриев: Он по телефону, физической воздействие, да, это есть на самом деле. И адвокат видела, Светлана Ивановна, следы шуруповерта есть, уши чуть-чуть надорваны были, это не указано. Таких сильных побоев, прямо чтобы видных было, нету.

Скажите, пожалуйста, он действительно изготавливал взрывчатку? Действительно проводил какие-то химические эксперименты? Что вы об этом знаете?

Фахриев: Химических экспериментов он не мог проводить, он не химик, во-первых, он математик у нас. Вообще было непонятно, откуда это взялось. Для нас было шоком.

А вы знаете сейчас фабулу обвинения точную, вот по второй статье?

Фахриев: По второй статье, как мы сегодня опять же поехали на суд, у него в три часа суд сегодня должен был быть, в Балашиху приехали заранее, чтобы места были. И в час дня мы узнаем, что Азата в 12.45 выпустили. Без телефона, без денег, как бы телефон на экспертизе, денег не было. Поехали на ИВС, где он содержался.

Это здесь, на северо-востоке?

Фахриев: В Балашихе в самой все находится. Не находим. Начинаем опять же искать его, никто нам не говорит, где он, что, как. Адвокат находит, Сидоркина.

Светлана, скажите, пожалуйста, какие сейчас обновления? Что известно о второй статье, какая там фабула? В чем конкретно обвиняют человека, к которому вроде бы претензий больше уже нет.

Светлана Сидоркина, адвокат: Смотрите, сейчас не вторая статья, а это совершенно другое уголовное дело, в другом подразделении. Данное уголовное дело находится в Следственном управлении МВД по САО города Москвы, оно возбуждено в отношении, по обстоятельствам поджога офиса «Единой России», которые были в январе прошлого года.

Скажите, а что там произошло, в этой «Единой России», и каким образом к этому Мифтахов причастен? Как я понимаю, там были совсем другие фамилии.

Сидоркина: Я об этих событиях знаю из средств массовой информации. Поскольку это было связано с тем, насколько я помню, средства массовой информации писали о том, что была брошена дымовая шашка в помещение офиса «Единой России», то ли на «Войковской», то ли на «Водном стадионе», я просто адрес сейчас не помню. Короче, это территория как раз УВД по САО. И тогда, насколько я знаю, дело было в производстве в дознании, а сейчас это уголовное дело. И была статья, действия были переквалифицированы как по статье по вандализму, и дело было в дознании. Сейчас эту статью переквалифицировали, и Азата допрашивают уже с учетом переквалифицикации, по части второй статьи 213, это хулиганство.

Как вы оцениваете, это может быть случайным совпадением? По первому делу, видимо, следствие не находит достаточных оснований, чтобы заявить в суд арест, и тогда появляется сразу второе дело, но вроде из другого подразделения. Как вы считаете, могут ли, это же вроде независимые друг от друга подразделения, там одно, здесь другое?

Сидоркина: Да, это подразделения из разных субъектов. Первое уголовное дело было, получается, по подведомственности Московской области, здесь подведомственность города Москвы. То есть это и регионально отличается, и по подразделениям совершенно две разных структуры.

Но, как вы считаете, связаны ли эти события друг с другом?

Сидоркина: Я считаю, что нет. Скорее всего, их связывают только тем, что Азат придерживается убеждений анархистов, и любые события, связанные с анархистами, сейчас являются предметом пристального внимания правоохранительных органов.

И когда теперь суд? Теперь, видимо, будет суд по мере пресечения, правильно я понимаю?

Сидоркина: Этого я не могу знать. Следователь сейчас просто озвучил, что в связи с тем, что будет еще одно опознание завтра, то поэтому его задерживают на 48 часов.

Да, спасибо.

Скажите, пожалуйста, а что известно о его анархистских убеждениях? Вы что-нибудь знаете об этом?

Фахриев: То, что всегда за правду он всю жизнь был, за честность и за правду. Никогда не любит, чтобы обманывали.

Вот эти друзья, которые у него были в Москве, которые в «Единую Россию»…

Фахриев: Это даже не друзья, наверное, просто, может я их… Не могу сказать про этот вопрос.

Как вы считаете, вот ваша версия, случайны ли эти события, совпали ли они? Тут вроде Московской области следователь, тут Москвы следователи, вы не знали, когда его отпустят, они знали.

Фахриев: Я не понимаю, что здесь вообще происходит, если честно.

То есть вы не знали, когда его отпустят?

Фахриев: Когда отпустят из УВД?

Да.

Фахриев: Не знали.

Получается, вторые следователи знали, раз они его сразу на выходе арестовали.

Фахриев: Да, они, получается, передали друг другу. Никуда его не освобождали, сразу, тут отпустили, тут забрали. Справедливости ждем.

То есть вам даже не удалось с ним…

Фахриев: Нет, даже не позвонили, не предупредили. Адвоката в известность не поставили. Уже когда позвонили, в районе где-то в 13.00-13.15, сказали, что отпустили. Со слов адвоката, следователь сказал, что проводил, и все, где он, не знаю, он уже на свободе, взрослый парень.

Спасибо большое.

Также по теме
    Другие выпуски