680 секретных миллиардов
Закрытая часть государственного бюджета растет. В опубликованных Минфином поправках к бюджету на этот год доля секретных расходов выросла до максимальных значений за постсоветское время. Она составила без малого 700 миллиардов рублей.
Дождь выяснил, какие расходы Минфин прячет за грифом секретности, и на чем он вынужден экономить.
Смотрите также:
Правительство пересчитало бюджет на 2016 год. Несмотря на снижение доходов из-за цен на нефть, расходы продолжают расти. Речь идет в первую очередь о засекреченной части бюджета — она вырастет на 680 миллиардов рублей.
Какие именно тайные расходы вырастут, и с чем связан такой большой рост, Минфин традиционно не раскрывает. Количество секретных расходов растет каждый год, и сейчас недоступна для изучения уже пятая часть российского бюджета.
22% — это максимум в истории России. Какие же расходы правительство считает закрытыми? Это все, что находится под грифом гостайны. В основном расходы на военный комплекс. Это работа органов безопасности и пограничной службы, ядерно-оружейный комплекс и научные исследования в области национальной обороны.
Сергей Алексашенко, экономист:
При планировании бюджета Минфин попытался сократить военные расходы и даже с гордостью рапортовал, что они сокращены на 5% по сравнению с тем планом — госпрограммой вооружения, которая была принята еще в 2011-2012 годах. Но очевидно, что Минфин недооценил инфляцию, недооценил лоббистские возможности министерства обороны. И в конце года они продавили Минфин.
Но среди засекреченных расходов встречаются и необычные. Например, засекречены 8% расходов на дошкольное образование, 14% расходов правительства на санатории. Часть расходов на физическую культуру перестали быть секретом только в 2011 году.
Большой рост расходов правительство запланировало только по закрытым статьям. Открытые же на 300 млрд обрезали — сократили все программы по чуть чуть. Так, общие расходы на здравоохранение и образование уменьшаются на 5%. На 10% урезали расходы на профилактику ВИЧ‑инфекции и гепатитов.
Урезали также расходы на строительство и реставрацию культурных объектов, почти вдвое сократили расходы на социально-экономическое развитие Крыма и Севастополя до 2020 года.
Эти сокращения оказались менее серьезными, чем Минфин обещал в начале года, объясняет Алексашенко. Основная проблема не в сокращении гражданских расходов, а в том, что они не увеличиваются вместе с инфляцией, а военный комплекс получает больше денег через секретные статьи расходов.
Изображение: depositphotos