«Токаев едет подписывать документы»: журналист рассказал, что может обсуждаться на встрече президента Казахстана с Путиным

09/02/2022 - 10:57 (по МСК) Марфа Смирнова, Тихон Дзядко

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 10 февраля встретится в Москве с Владимиром Путиным. Как сообщается, главы государств обсудят отношения между странами, евразийскую интеграцию и международные проблемы. Это первая встреча Токаев с Путиным после январских протестов и беспорядков в Казахстане, когда, по мнению многих экспертов, Токаев лишил экс-президента республики Нурсултана Назарбаева власти. 7 февраля Назарбаев лишился права занимать пост председателя Совета безопасности. Токаев подписал указ, который отменил норму, дававшую Назарбаеву право бессрочно занимать один из важнейших постов в стране. Обсудили все эти изменения с основателем издания «Vласть» в Казахстане Вячеславом Абрамовым.

Эксперт отмечает, что встреча глав Казахстана и России была запланирована заранее, а не явилась следствием январских беспорядков в республике. Абрамов считает, что на ней будут подписаны какие-то документы по широкому кругу вопросов, поскольку «у Владимира Путина давние и тесные отношения с Нурсултаном Назарбаевым, поэтому можно предположить, что какую-то посредническую роль либо он сам [Путин], либо его окружение играли в разрешение ситуации, произошедшей в Казахстане в январе». Эксперт уверен, что общественности предоставят для ознакомления лишь протокольную часть встречи Путина и Токаева, а то, что на самом деле будет обсуждаться лидерами двух стран, останется за закрытыми дверями.

Что касается ситуации вокруг Назарбаева и его сторонников, то Абрамов думает, что Назарбаев, несмотря на все недавние события, связанные с его именем, «символически и по факту остался елбасы». Эксперт подтверждает, что принят «закон о первом президенте, в который внесли поправки, которые предусматривают лишение Назарбаева двух постов — пожизненного председательства в Совете Безопасности и председателя Ассамблеи народов Казахстана». Однако, по словам Абрамова, в реальности Назарбаев остается со своим иммунитетом, который предусмотрен законом и является пожизненным, он, члены его семьи защищены от уголовного преследования, «за ним остается и ряд постов, которые носят, в основном, символический характер, но, тем не менее, они важные». Эксперт говорит, что за Назарбаевым остается право влиять на принятие тех или иных законов в стране, поскольку он является членом Конституционного совета Казахстана. Абрамов уверен, что участие Назарбаева в политической жизни Казахстана продолжится. 

Протестную волну, прокатившуюся по Казахстану в январе, эксперт связывает с тем, что «Назарбаев опоздал со своим уходом». «Если бы он ушел лет на 7-10 раньше, — размышляет Абрамов, — он [Назарбаев], возможно, не увидел того накала неприязни, который имеется сейчас в Казахстане по отношению к нему». Эксперт полагает, что система власти, сконцентрированной в одних руках, выстроенная еще при Назарбаеве, продолжит функционировать. Сегодня рычаг управления у Токаева, напоминает Абрамов, но это не означает, что так будет всегда, что «эта система не будет перестроена снова, причем за очень короткий срок в результате каких-то иных событий, которые будут иметь место». Лозунг «Шал, кет!» — «Старик, уходи!», по мысли Абрамова, является символом протестных настроений в Казахстане, выражением недовольства людей беспредельной властью Назарбаева и его близких, занимавших множество ведущих постов в стране.  

«Казахстан за 30 лет не построил работающие институты власти», — заявляет эксперт и добавляет, что «действующая структура управления в стране позволяют одному человеку оставаться у власти 30 лет, или принимать решения, с которыми общество несогласно, или расставлять своих родственников на всех постах». Абрамов предполагает, что процесс изменения подобной системы может занять много времени, и высказывает сомнения, что «нынешняя администрация заинтересована в том, чтобы эту систему полностью ликвидировать, поскольку она удобна и работает».

Эксперт понимает, что власть в стране не хочет совершать резких движений и до определенной поры отложила принятие решений. Но, по словам Абрамова, недалек тот час, когда запустится процесс отказа от всего, что связно с именем Назарбаева. «Есть ощущение, — признается Абрамов, — что это произойдет в какое-то ближайшее время, улицы начнут получать какие-то нейтральные имена, а столица вернет, наконец, свое название, которое всем в Казахстане симпатично».

Фото: Михаил Климентьев / ТАСС

Другие выпуски