За вступление в ВТО придется расплатиться тарифами ЖКХ
Кремер: Вы опубликовали материал на Slon.ru, который называется «Насколько вырастут тарифы ЖКХ после выборов?». То есть сомнений в том, что они вырастут, уже нет?
Дзись-Войнаровский: Сомнений, конечно, нет, вопрос в том – насколько. Сомнений нет, потому что правительство давно собиралось их поднять, и поднимает постепенно, но все это делается медленно – понятно, почему. Люди привыкли к низким тарифам, организации привыкли. Но мы вступили в ВТО, в середине года наш парламент должен ратифицировать это соглашение, тогда мы уже будем подчиняться правам этой организации. Естественно, другие страны, увидев цены российских предприятий – на нашу сталь, вообще на любую продукцию, могу задать резонный вопрос: ваши цены такие низкие, потому что у вас цена на электроэнергию низкая, цена на воду, которая используется при производстве, низкая и т.д. они могут вполне подать в суд ВТО и признать это демпингом, признать незаконным. Тогда у правительства будет выбор – или платить компенсации по суду или повышать тарифы.
Кремер: А какая разница другим странам, что у нас низкие тарифы? Или это связано с тем, что тогда в нашей стране производство будет дешевле?
Дзись-Войнаровский: Конечно, производство в нашей стране дешевле, правительства других стран будут прислушиваться к своим производителям, которые недовольны, что правительство Российской Федерации помогает своим производителям, тем временем как в ВТО это регулируют.
Кремер: Это связано со вступлением в ВТО, а не с выборами? или все-таки с выборами, потому что тарифы у нас субсидируются государством, и с особым рвением это происходило перед выборами?
Дзись-Войнаровский: Это связано с тем, что перед выборами неприятные темы обычно не поднимаются. Но мы должны о них помнить. Таблица, которую приводит Институт экономической политики, впечатляет. Она показывает, что разница в базовых услугах ЖКХ и топливе между Россией и Германией, например, очень большая. И хотя тема тарифов при вступлении в ВТО не поднималась правительством широко, наоборот, постоянно подчеркивалось, что мы всевозможные правила ВТО выполнили и вступление произойдет для нас максимально мягко и безболезненно, на самом деле это не совсем так, как показывает эта таблица.
Кремер: Таблица показывает, что у нас почти на все услуги цены в два раза меньше, чем в Германии.
Дзись-Войнаровский: В 2-3 раза меньше. На самом деле, конечно, тарифы могут вырасти не в 3 раза, как показывает таблица, а в 2 или 1,5. Это вопрос во многом определяется не какими-то жесткими правилами, он определяется договоренностями, иногда судами, если другая страна подаст на нас в суд ВТО. Все-таки условия в разных странах разные, и что конкретно считать субсидированием, насколько - это вопрос дискуссий, но понятно, что рост будет.
Кремер: Что конкретно считать субсидированием? Может быть аргументом то, что мы – нефтедобывающая страна, поэтому у нас бензин дешевле, чем в других странах?
Дзись-Войнаровский: Я боюсь, что в таком виде аргумент не работает, все будет несколько сложнее. Трудно сейчас сказать, как именно договорятся.
Кремер: В какой момент ждать этого изменения цен – до того, как мы вступим? Весной мы вступаем в ВТО?
Дзись-Войнаровский: Парламент должен в середине года ратифицировать соглашение по вступлению в ВТО. Опять-таки это вопрос дискуссий, потому что чисто теоретически мы вообще можем ничего не менять. Но тогда после вступления в ВТО, после ратификации соглашения у других стран появится право подавать на нас в суд.
Кремер: Я думаю, у нас есть такой выбор – между народными волнениями, к которым может привести поднятие цен на услуги ЖКХ, или эти суды.
Дзись-Войнаровский: Или правительству придется по судам выплачивать определенные компенсации.
Кремер: Компенсации, наверное, дешевле?
Дзись-Войнаровский: Не факт. Вообще наверняка постараются сделать так, чтобы примерно суммы были одинаковы. Трудно сказать, что изберет новое правительство, какую тактику в этих условиях, но, наверное, можно предположить, что будет оттягивать до последнего неприятные меры, как это обычно бывает.
Кремер: То есть у нас еще есть полгода хорошей жизни при таких низких тарифах.